https://topwar.ru/uploads/posts/2022-08/thumbs/kitaj-3.jpg
Многоцелевой истребитель J-11. Фото Wikimedia Commons

К настоящему времени в составе Народно-освободительной армии Китая  созданы многочисленные и развитые военно-воздушные силы и морская авиация  военно-морских сил. Они способны решать различные боевые задачи, и  одной из главных является нанесение ударов по наземным или надводным  целям. Вести подобную боевую работу могут многочисленные соединения и  самолеты тактической и дальней авиации.

Дальний потенциал

По  данным справочника The Military Balance 2022, дальняя авиация ВВС НОАК  включает семь полков и одну бригаду. Эти соединения укомплектованы  бомбардировщиками H-6 разных модификаций. В основном это техника  последних версий, но в учебных подразделениях имеются и более старые  образцы. Общая численность H-6 в ВВС оценивается в 176 ед., из них более  160 могут участвовать в боевом дежурстве.

Авиация ВМС  располагает всего двумя дальнебомбардировочными полками. Эти части тоже  эксплуатируют H-6 разных версий, соответствующих задачам морской  авиации. Численность такой техники – до 45 ед.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-08/thumbs/kitaj-6.jpg
Дальний бомбардировщик H-6K с крылатыми ракетами. Фото Wikimedia Commons

Следует  отметить, что справочник World Air Forces 2022 от FlightGlobal приводит  иные данные. Согласно ему, в ВВС имеется только 120 дальних  бомбардировщиков, а в морской авиации служит 30. Почему информация от  двух авторитетных изданий так сильно отличается, неясно.

В  зависимости от модификации, бомбардировщик H-6 способен нести до 10-12 т  ракетно-бомбового вооружения. Разработаны управляемые и  свободнопадающие бомбы в обычном и ядерном исполнении. Также  используются крылатые ракеты ряда типов с разными характеристиками. В  частности, имеется ПКР YJ-62 с дальностью пуска 400 км.

В тактическом звене

В  составе ВВС также имеется тактическая боевая авиация, развитая в  количественном и качественном отношении. Сообщается о наличии 22  истребительных бригад, 24 бригад истребителей-бомбардировщиков и 6  бригад фронтовых бомбардировщиков. В составе этих соединений служит ок.  1500 самолетов ряда основных типов. Базы тактической авиации  распределены по приграничным регионам Китая с большей плотностью на  стратегически важных Южном и Восточном направлениях.

Наиболее  массовым истребителем-бомбардировщиком НОАК является J-10 – более 520  машин разных модификаций, которых хватило на 14 бригад. За ними по  численности следуют китайские варианты развития российского Су-27. Так,  130 самолетов J-11B/BS эксплуатируется в восьми истребительных и одной  истребительно-бомбардировочной бригаде. Более новые J-16 в количестве  160 ед. служат в пяти бригадах. Осуществляется плановое перевооружение  части соединений с переходом на новейший истребитель-бомбардировщик  J-20. Уже освоено не менее 50 таких машин.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-08/thumbs/kitaj-4.jpg
Современный истребитель-бомбардировщик J-16D. Фото Wikimedia Commons

Заметное  место в истребительно-бомбардировочной авиации занимают самолеты  российской постройки. Так, две бригады полностью укомплектованы машинами  Су-30МКК, еще в одной такие истребители эксплуатируются вместе с Су-35.  Численность Су-30МКК превышает 70 ед., Су-35 поставлены в количестве 24  ед.

Одним из самых многочисленных самолетов ВВС является  истребитель-бомбардировщик / фронтовой бомбардировщик JH-7A. В строю  имеется от 70 до 140 машин этого типа. Ими укомплектовано шесть бригад  бомбардировочной авиации. Основной задачей таких самолетов является  поражение наземных и надводных целей. Возможности по ведению воздушного  боя ограничены.

На вооружении тактической авиации состоит широкий  круг вооружений «воздух-поверхность». Имеются неуправляемые ракеты и  бомбы разных калибров, а также корректируемые и управляемые боеприпасы.  Разработаны и используются ракеты разного назначения, в т.ч.  противорадиолокационные и противокорабельные. В зависимости от типа оружия, обеспечено поражение целей как на дистанциях прямой видимости, так и на расстояниях 200-230 км.

Морская авиация

Тактическая  авиация военно-морских сил заметно меньше сухопутной, как по числу  соединений, так и по размерам самолетного парка. В ее составе имеется  всего четыре бригады истребителей-бомбардировщиков, одна бригада  фронтовых бомбардировщиков и два полка многоцелевых палубных  истребителей. При этом текущее развитие флота предусматривает формирование новых соединений и частей.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-08/thumbs/kitaj-5.jpg
Истребитель 5 поколения J-20. Фото Wikimedia Commons

Ударные  возможности имеет порядка 290 самолетов морской авиации. Самыми  многочисленными являются бомбардировщики JH-7 разных модификаций – ок.  120 ед. Также имеется более 70 истребителей J-11B/BS, 24 российских  Су-30МК2 и не менее 20 J-10. Все эти машины базируются на сухопутных  аэродромах вблизи морских рубежей.

В настоящее время у ВМС НОАК  имеется два авианосца с авиационными группами из нескольких десятков  летательных аппаратов. Основу палубной авиации составляют многоцелевые  истребители J-15, способные атаковать цели в воздухе и на поверхности.  По разным данным, на службе состоит не менее 45-50 таких самолетов.

На  вооружении морской авиации состоят в целом те же боеприпасы, что и в  ВВС. Соответственно, эти рода войск имеют близкие боевые возможности.  Однако, по понятным причинам, в ВМС уделяется больше внимания  противокорабельным ракетам основных типов.

Сегодня и завтра

Таким  образом, дальняя и тактическая авиация ВВС и ВМС НОАК отличается  достаточно крупными размерами, а также имеет широкий выбор техники и  вооружений. За счет этого обеспечивается достаточно высокий потенциал  для решения всех основных задач, в т.ч. для уничтожения наземных или  надводных целей. При этом заметны некоторые характерные особенности  существующего авиационного парка, а также известны перспективы его  развития.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-08/thumbs/kitaj-2.jpg
Опытный J-35. Фото Airwar.ru

В  первую очередь, обращает на себя внимание специфический облик дальней  авиации. Этот род войск до сих пор строится исключительно на  бомбардировщиках H-6 – китайской версии старого советского Ту-16.  Регулярно проводятся различные модернизации, но потенциал конструкции  практически исчерпан, что ограничивает технические и оперативные  возможности.

Современная замена в виде совершенно нового  бомбардировщика H-20 ожидается только во второй половине десятилетия.  При этом переоснащение всех соединений и частей займет немало времени, и  старые H-6 еще долго будут оставаться на вооружении – со всеми своими  ограничениями и недостатками.

Состояние тактической авиации тоже  имеет свои особенности. Одновременно на вооружении состоит восемь типов  истребителей-бомбардировщиков, не считая их модификаций. Имеются как  иностранные самолеты, так и техника китайской разработки и постройки.  Все это существенно затрудняет совместную эксплуатацию и боевое  применение. Впрочем, наиболее старые образцы, такие как J-8 или Су-27  будут постепенно выводиться из строя и заменяться современной техникой.

С  целью перевооружения и обновления парка продолжается производство  самолетов J-11 и J-16. Кроме того, освоен серийный выпуск  истребителей-бомбардировщиков 5 поколения J-20. В средней перспективе  последние заменят большое количество более старой техники.

https://topwar.ru/uploads/posts/2022-08/thumbs/kitaj-1.jpg
Перспективная авиабомба, показанная в 2020 г. Кадр из репортажа т/к CCTV7

В  морской авиации главные процессы развития связаны со строительством  палубных авиагрупп. Для оснащения имеющихся и строящихся авианосцев  продолжается производство палубных истребителей J-15. Кроме того,  разрабатывается палубная версия самолета J-35 / FC-31. Вероятно, такие  машины тоже будут строиться десятками, но уже для авианосцев следующих  проектов.

Параллельно развивается сфера авиационных средств  поражения. Китайская промышленность регулярно демонстрирует новые  управляемые бомбы и ракеты всех основных классов с разными особенностями  и характеристиками. В дальнейшем некоторые подобные образцы выходят за  пределы выставок, и их замечают на самолетах, несущих боевое дежурство.

С широкими возможностями

Таким  образом, ВВС и морская авиация ВМС НОАК имеет крупный парк самолетов  разных классов и типов с широкими ударными возможностями. В зависимости  от характера цели и других факторов, эти задачи могут быть поручены  дальним бомбардировщикам или самолетам тактического звена. Также имеется  возможность выбрать наиболее эффективный для конкретной цели боеприпас,  сочетающий необходимую дальность и мощность.

Текущие ударные  возможности боевой авиации НОАК в целом соответствуют предъявляемым  требованиям и предполагаемым задачам. Кроме того, принимаются меры по  дальнейшему развитию как самой авиации, так и ее средств поражения. Все  это означает, что потенциал боевой авиации и в дальнейшем будет  оставаться на требуемом уровне – и Китай сохранит возможность реакции на  возникающие угрозы.

Автор:Рябов Кирилл