Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» предназначены для выполнения функций десантно-вертолетного корабля-дока, войскового транспорта, плавучего госпиталя и корабля управления.
Водоизмещение пустого корабля - 16500 т, полное - 21 300 т, наибольшее (при заполненном доке) - 32300 т. Длина - 199 м, ширина - 32 м, осадка - 6,2 м.
Общая грузовместимость бронетехники достигает 1000 тонн (при условии отсутствия вертолетов в подпалубном ангаре и катеров в доке): 40 ОБТ либо 59 боевых бронированных машин (включая 13 ОБТ). Площадь транспортного ангара - 2650 кв.м. Десантовместимость - 450 военнослужащих в полном снаряжении с личным оружием при долговременном размещении, при кратковременном - 900.
Высадка десанта может производиться либо на причал, либо в море с использованием катеров: корабли оборудованы внутренним доком общей площадью 885 кв.м, вмещающем два 95-тонных ДКАВП типа LCAC или четыре ДКА типа LCM.
Непосредственно за док-камерой расположен двухуровневый ангар для автомобилей и бронетехники - нижняя палуба располагается почти на уровне дока, а верхняя палуба расположена непосредственно под вертолетным ангаром. Въезд в него находится над доком, техника заходит своим ходом.
На протяжении почти всей верхней палубы, исключая надстройку, находится полетная палуба площадью 6400 кв.м с шестью взлетно-посадочными площадками. Пять площадок рассчитаны на прием вертолетов типа «EH101 Merlin» (максимальная масса около 16 т), одна площадка (№1) рассчитана на прием вертолетов массой до 35 т. Под ней в кормовой части корабля имеется вертолетный ангар полезной площадью 1800 кв.м, в котором может разместиться до 16 вертолетов. Для перевода вертолетов на полетную палубу из ангара и обратно используются два подъемника: один - за надстройкой по левому борту (18,5х6,5 м, грузоподъемность - 17 т), а другой - в корме корабля (15х15 м, грузоподъемность - 13 т).
На борту «Мистраля» оборудован командный центр площадью 850 кв.м, в котором могут работать до 150 человек. Он позволяет использовать «Мистраль» для управления различного рода и масштаба операциями межвидовых группировок войск (сил), в том числе осуществляемыми в автономном режиме; действиями эскадры, флотилии или флота. Кроме того, на корабле есть госпиталь на 69 койко-мест (их количество можно увеличить, но незначительно), две операционные комнаты и рентгенкабинет.
ГЭУ корабля построена на использовании принципа электродвижения, вся электроэнергия вырабатывается четырьмя дизельными агрегатами заявленной выходной мощностью по 5,2 МВт каждый. Они обеспечивают все корабельные потребители электроэнергии, в том числе - работу двух гребных электродвигателей суммарной мощностью 15 МВт. Управление ГЭУ осуществляется при помощи специально разработанной автоматизированной системы PCMS. Отличительной особенностью движительной установки является отсутствие громоздких гребных валов, поскольку два гребных винта располагаются в специальных поворотных гондолах - диапазон вращения составляет 360 градусов. Такая конструкция главных движителей делает корабль более маневренным, что особенно важно при перемещении вблизи берега и в узкостях. Дополнительно в передней части корпуса установлены два подруливающих устройства, а для уменьшения качки в средней части корпуса корабля имеются два стабилизатора крыльевой формы (успокоители качки).
Максимальная скорость хода - 18,8 узл. Дальность хода: при скорости 18 узл - 5800 миль, при скорости 15 узл - 10700 миль.
Для «Мистраля» была разработана специальная система управления как кораблем, так и авиагруппой, а высокая степень автоматизации всех процессов его жизнедеятельности позволила существенно сократить численность экипажа. Система обмена данными на «Мистрале» является многофункциональной и универсальной, она способна легко интегрироваться в аналогичные системы, состоящие на вооружении ВС других государств. Еще одна отличительная особенность «Мистраля» - широкое применение в ходе его проектирования стандартов гражданского судостроения. Например, все корабельные системы прошли сертификацию в отношении их «экологичности»: на «Мистрале» установлена специальная система сбора, хранения и переработки сточных вод и других отходов жизнедеятельности, которые ранее обычно удалялись военными за борт.
Экипаж - 160 человек.
Корабли российского заказа получат ледовое усиление корпуса, а их ангар будет выше, чем у французских аналогов, чтобы разместить на ангарной палубе более высокие, чем у европейцев, вертолеты Камова.
Исторические сведения
Впервые намерение приобрести «Мистрали» было озвучено в начале 2009 года. Осенью 2010 года Министерство обороны России официально объявило тендер на УДК. 14 декабря «Мистраль» был объявлен победителем тендера. Планируется приобрести один УДК у Франции и с технической помощью Франции построить еще три корабля этого типа на российских верфях по лицензии.