Большие десантные корабли проекта 11711 предназначены для высадки десанта, перевозки боевой техники и оборудования.
Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортеры или боевые машины пехоты (до 36 машин), либо до 300 десантников. Погрузка техники на корабль выполняется двумя способами: самостоятельно посредством использования аппарелей, либо при помощи портальных или палубного грузового кранов через четырехстворчатый грузовой люк в верхней палубе. Эти люки позволяют, также, вентилировать подпалубное пространство, когда непосредственно перед выходом двигатели машин работают на холостых оборотах и заполняют десантное отделение выхлопными газами. Для погрузочно-разгрузочных операций в районе грузового люка имеется грузовой кран грузоподъемностью 16 т и два шлюпочных крана для работы со шлюпками и моторными лодками (последних на корабле три - две большие и одна малая).
Для нужд самообороны корабля и обеспечения огневой поддержки десанта планируется имеет одну артустановку АК-176 и две автоматические артиллерийские установки АК-630М (все - на многоярусной надстройке), а на баке планируется установить две реактивные системы залпового огня. Также, планируется базирование на БДК вертолета Ка-29.
Экипаж - около 100 человек.
Десантный корабль проекта 11711 является дальнейшим совершенствованием БДК проекта 1171 «Тапир».
Проектировало «11711» Невское проектно-конструкторское бюро. За основу был взят корпус базового БДК-предшественника, который хорошо зарекомендовал себя за десятилетия службы. Большая часть корабельных конструкций претерпела достаточно серьезные изменения. В основном это касается надстройки и внутренних помещений. При этом в ходе работы над проектом широко использовались новейшие технологии, большое внимание было уделено внедрению созданных в последние годы новых конструкционных материалов и т.п. Успешно проведена и работа по снижению заметности корабля по разным физическим полям.
Проектанты, работая над десантным кораблем, значительное внимание уделяли условиям обитаемости личного состава и десанта. Здесь неплохо организован быт и досуг экипажа, для тренировок оборудован специальный тренажерный зал.
Отличительной особенностью этого транспортно-высадочного корабля станет новый, «неконтактный» способ высадки десанта на необорудованное побережье, который дополнит традиционный для наших кораблей метод - возможность спуска на воду и прием плавающих боевых машин пехоты и бронетранспортеров по носовой сходне при волнении моря до трех баллов включительно.
Обычно на советских «десантниках» для выгрузки техники на берег использовалась аппарель. Такой способ возможен при уклоне берега в 2,5-3 градуса. При меньшем уклоне технику таким методом не выгрузить, ее можно высадить только вплавь. Но это только легкую плавающую технику, более тяжелая - останется на корабле. Новый неконтактный способ выгрузки предполагает использование серийных инженерных понтонов, обычно используемых Сухопутными войсками при форсировании водных преград. Из нескольких понтонов формируется наплавной мост, по которому тяжелая и легкая техника может передвигаться и высаживаться на берег.
Существенным дополнительным свойством корабля проекта 11711 является возможность транспортировки между оборудованными портами 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам. Конструкция корабля способствует доставке груза на необорудованное побережье, что не под силу обычным транспортным судам. Суммарная масса перевозимых в них грузов может достигать 1500 т.
Первый десантный корабль, заложенный 23 декабря 2004 г. на судостроительном завод «Янтарь» в Калининграде, получил имя «Иван Грен». Вступление в строй планируется на 2012 год. Осенью 2010 года завод «Янтарь» получил контракт на строительство ещё одного БДК проекта 11711. Для ВМФ России планируется серия из 5 кораблей.
Особенности конструкции
Главным отличием кораблей проекта 11711 от старых советских БДК является принципиально иная схема десантирования. «Тапиры» высаживали морскую пехоту и боевую технику при помощи рампы, подходя так близко к берегу, насколько это было возможно по условиям местности. «Иван Грен» в ходе десантирования может оставаться на значительном удалении от среза воды. Высадка техники при этом происходит по понтонной «переправе», соединяющей БДК с берегом.
Такая схема позволяет гарантировать десантирование танков, которое ранее было возможно лишь при благоприятных обстоятельствах. Многие иностранные десантные корабли освоили этот способ высадки достаточно давно, но российские БДК до сих пор подобных способностей не имели.
Компоновка корпуса
Главным внутренним помещением кораблей проекта 11711 является сквозной грузовой трюм, проходящий по всей длине корпуса. Закрывающие его передняя и задняя аппарели позволяют осуществлять высадку в любую сторону. Оборудование для неконтактного десантирования с использованием инженерных понтонов размещено в носовой части корпуса, имеющей довольно характерную изогнутую форму.
На верхней палубе имеется две надстройки – носовая пятиярусная и кормовая четырехярусная. Между ними расположены два крана, которые используются при выгрузке на причальную стенку лёгкой бронетехники и грузовых автомобилей (перевозить их можно как в десантном трюме, так и на верхней палубе).
Внутри кормовой надстройки расположен вертолетный ангар с выдвижной частью, а непосредственно за ним – небольшая полетная площадка. Места на борту хватает для двух винтокрылых машин, однако их одновременное использование едва ли можно будет осуществить. «Штатно» большие десантные корабли проекта 11711 оснащаются одним вертолетом Ка-29.
Антенны радиолокационной станции и связи установлены на крыше носовой надстройки, а на её верхнем ярусе находится ходовой мостик. На других «этажах» имеется целый ряд служебных и жилых помещений, в том числе столовая и спортивный зал. Десантные кубрики достаточно просторны, в них установлены трёхъярусные кровати, обеспечивающие размещение трёхсот человек.
Значительную часть верхней палубы занимает большой грузовой люк, закрывающийся четырьмя створками. Помимо своей основной функции, он является частью вентиляционной системы трюма, позволяя своевременно удалять выхлопные газы, создаваемые двигателями бронетехники, запущенными непосредственно перед десантированием.
Силовая установка
Большой десантный корабль проекта 11711 приводится в движение двумя гребными винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату ДРРА3700, состоящему из следующих основных элементов:
Дизельный шестнадцатицилиндровый двигатель 10Д49;
Реверс-редуктор РРП6000;
«Пурга-11», электронная система, осуществляющая управление агрегатом.
Совокупная мощность силовой установки составляет 10 400 лошадиных сил.
Электрооборудование
Основным источником электроэнергии для кораблей проекта 11711 являются дизель-генераторы АДГ-1000НК. Всего их на борту четыре штуки, размещены они попарно в носовом и кормовом машинных отделениях. Потребителями являются различные исполнительные устройства, осветительное, радиолокационное и навигационное оборудование, аппаратура связи, а также система размагничивания.
Технические характеристики
Основные параметры даются для уже введенного в состав ВМФ большого десантного корабля «Иван Грен». Характеристики следующих БДК проекта 11711 могут быть существенно иными.
Водоизмещение 5000 тонн нормальное, до 6000 тонн полное
Длина корабля 120 м
Ширина 16,5 м
Осадка 3,6 м
Максимальная скорость 18 узлов
Автономность 30 суток
Запас хода 3500 морских миль при скорости в 16 узлов
Экипаж 100 человек
Необходимо отметить, что когда в «нулевые» годы неоднократно демонстрировался макет БДК «Иван Грен»,сообщалось, что водоизмещение корабля составит 6 600 тонн. Сам же проект тогда обозначался конструкторским бюро как 11711Э.
Вооружение и десант
Первоначальные планы предусматривали размещение на БДК довольно внушительного комплекса вооружений, состоящего из следующих основных элементов:
Две палубных установки МС-73М. Это оружие представляет собой морской вариант реактивной системы залпового огня «Град». Пусковые устройства с подпалубной системой перезарядки планировалось установить непосредственно перед носовой надстройкой;
Артиллерийская установка АК-176М. Представляет собой автоматическое 76-мм орудие, размещенное в башне с противоосколочным бронированием. Рассматривались и другие варианты, в частности, сообщалось о возможности замены АК-176 на более мощную А-190 со 100-мм орудием;
Три артиллерийских установки «Дуэт». Представляют собой комбинацию из двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Предназначен «Дуэт» главным образом для отражения воздушных атак. Темп стрельбы – 10 000 выстрелов в минуту;
Два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Палаш». Разрабатывать их начали почти одновременно со строительством «Ивана Грена». Видимо, ими предполагалось заместить два из трёх «Дуэтов».
Нехватка финансирования и многократный срыв сроков строительства корабля привели к сокращению вооружения. На борту «Ивана Грена» остался только один «Дуэт», вместо двух других установили обычные автоматы АК-630 с одним шестиствольных орудием калибра 30 мм. Решено было отказаться также от АК-176М и от МС-73М.
В то же время сообщалось о том, что на корабле появятся две тумбовые установки «Жало» с крупнокалиберными пулеметами Владимирова (14,5 мм). Во время проведения ходовых испытаний «Ивана Грена» этого оружия на борту не было.
Такие преобразования обозначают, что БДК не сможет обеспечить огневую поддержку десанта в зоне его высадки и будет бессилен перед расположенными на берегу артиллерийскими орудиями и танками противника. Защита от атаки с воздуха также ослабела, а крупнокалиберные пулеметы, даже если они и появятся, не намного её усилят. Разумеется, БДК в одиночку не действуют, но рассчитывать только на боевые корабли сопровождения – это всё-таки явно ущербная тактика. Остается надеяться на то, что в будущем эта ситуация изменится.
На борту БДК «Иван Грен» можно разместить до 300 человек десанта, 13 основных боевых танков и до 36 единиц легкой бронетехники (БТР или БМП). Допустимый вес каждого танка – до 60 тонн. Как нетрудно вспомнить, Т-14 «Армата» имеет массу в 55, а Т-90АМ – в 48 тонн.
Для высадки небольших десантных групп может также использоваться транспортно-боевой Ка-29 – если, конечно, на борту размещен именно такой вертолет, а не поисково-спасательный Ка-27 или ударный Ка-52К.
Боевое и учебное применение
В настоящее время большой десантный корабль «Иван Грен» еще не использовался ни на учениях, ни в ходе реальных боевых действий. Единственным случаем его практического применения стал эпизод, происшедший во время одного из испытательных выходов в море в августе 2016 года. Тогда «Иван Грен» оказал помощь терпевшему бедствие малоразмерному частному катеру «Швед», который был поврежден штормом.
Достоинства и недостатки
Учитывая острую нехватку в ВМФ десантных кораблей, основным достоинством БДК проекта 11711 следует признать уже сам факт постройки и ввода в эксплуатацию «Ивана Грена». Из других преимуществ можно отметить:
Возможность «бесконтактного» десантирования и доставки грузов на неподготовленное побережье;
Заметно улучшившиеся условия размещения для экипажа и десантников;
Возможность коммерческого использования корабля;
Современное электронное и навигационное оборудование.
Основным недостатком кораблей этого проекта остается их недоработанность. В конструкцию внесено множество изменений, но заказчик и сейчас не вполне доволен результатами. Из других негативных качеств можно отметить:
Невозможность использования корабля для передового и лучшего в данный момент загоризонтного способа десантирования;
Слабость вооружения. Корабль не способен не только поддержать десант, но и защитить самого себя;
Малые размеры ангара и взлетной площадки.
Последний из этих недостатков, вероятно, будет устранен на третьем и четвертом по счету кораблях серии.
Тем не менее особых восторгов этот БДК всё же не вызывает. «Идейно» он относится к 80-90-м годам прошлого века и значительно отстает от своих иностранных конкурентов, находящихся на вооружении различных стран НАТО.