HARROW
Разработчик: Handley Page
Страна: Великобритания
Первый полет: 1936
Тип: Средний бомбардировщик
Самолет Handley Page H.P.54, впоследствии названный Harrow, был задуман для использования в качестве промежуточного бомбардировщика - тренировочного самолета; позднее, когда в серийное производство были запущены более совершенные бомбардировщики, он использовался и как транспортный самолет. Еще до того, как 10 октября 1936 г. опытный образец совершил свой первый полет, сто самолетов Хэрроу были заказаны по техническому заданию В.29/35. Этот новый бомбардировщик в основном базировался на опытном варианте транспортно-десантного самолета Н.Р.51, совершившего свой первый полет в мае предыдущего года.
Компания Хэндли Пейдж предложила новый способ производства самолета Хэрроу, который позволял небольшим фирмам производить по субдоговору отдельные агрегаты, облегчая определенным образом как сборку, так и ремонт. Первые 39 серийных машин получили обозначение Хэрроу Mk I и были оснащены двигателями Bristol Pegasus X мощностью 850 л.с., позволявшими развивать максимальную скорость в 306 км/час. Последующий 61 самолет был обозначен как Хэрроу Mk II с двигателями Пегас ХХ мощностью 925 л.с., увеличившими скорость на 16 км/час. Управляемые силовым приводом турели в носовой, хвостовой и верхней средней частях были более совершенными по сравнению с использовавшимися в то время.
Эскадрилья No.214 в Фелтвелле была первым подразделением, получившим в январе 1937 г. бомбардировщики Хэрроу, к концу года еще четыре эскадрильи были переоснащены этими самолетами. В декабре 1937 г. на 100-м экземпляре производство бомбардировщиков Хэрроу было остановлено, но они оставались в эксплуатации до конца Второй мировой войны.
Новое боевое применение самолеты Хэрроу нашли в качестве воздушных минных заградителей в октябре 1940г. Эти бомбардировщики оборудовали системой "Пандора" - они переносили "воздушные мины дальнего действия" типа LAM (Long Aerial Mine), состоявшие из множества маленьких взрывчатых зарядов, подвешенных на парашютах с длиной контрольного буксировочного троса в 610 м. Предполагалось, что заряды будут взрываться при контакте с вражескими бомбардировщиками. Три месяца испытаний показали, что эта идея на практике неосуществима. Хэрроу применялись для поддержки союзнических войск в северо-западной части Европы, эти самолеты использовались в различных целях до мая 1945 г.
По мере поступления более современных бомбардировщиков их с сентября 1939 г. передавали в транспортные части, которые начали эксплуатировать "Хэрроу" с мая 1940 г. В марте 1940 года была сформирована 271-я транспортная эскадрилья, которая была вооружена различными типами самолетов, включая Harrow, и выполняла задания транспортного или исследовательского характера. В феврале 1944 года экипажи Harrow обеспечивали действия союзных войск в Северо-Западной Европе, а месяц спустя было сформировано медикоэвакуационное подразделение, два самолета которого в сентябре 1944 года участвовали в эвакуации раненых бойцов из-под Арнема. Семь самолетов подразделения были потеряны в 1945 году во время новогодней атаки Люфтваффе на авиабазы 2-й тактической Воздушной армии в Европе. В мае 1945 года подразделение было перевооружено на поставленные американцами Douglas Dakota.
ЛТХ:
Модификация Harrow B.Mk.II
Размах крыла, м 26.95
Длина, м 25.04
Высота, м 5.92
Площадь крыла, м2 101.26
Масса, кг
пустого самолета 6169
нормальная взлетная 10433
Тип двигателя 2 ПД Bristol Pegasus XX
Мощность, л.с. 2 х 925
Максимальная скорость , км/ч 322
Крейсерская скорость , км/ч 262
Практическая дальность, км 2012
Максимальная скороподъемность, м/мин 200
Практический потолок, м 6950
Экипаж, чел 4-5
Вооружение: четыре 7,7-мм пулемета, по одному в носовой и надфюзеляжной турелях и 2 в хвостовой турели;
до 1361 кг бомбовой нагрузки.