В марте 1962 года на вооружение Советской армии был принят оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус». За прошедшие с тех пор полвека комплекс, получивший натовское обозначение SS-1C Scud-B (Scud – «Порыв ветра», «Шквал»), успел поучаствовать в ряде военных конфликтов, от Войны судного дня (1973 год) до второй чеченской кампании 1999-2000 годов. Более того, ракета Р-17, являющаяся основой комплекса «Эльбрус», на протяжении нескольких десятилетий за рубежом является своеобразным эталоном баллистической цели для систем тактической противоракетной обороны – почти всегда способности ПРО оцениваются именно по возможностям перехвата ракет Scud-B.
История комплекса «Эльбрус» началась в 1957 году, когда отечественные военные пожелали получить модернизированную версию баллистической ракеты Р-11. По результатам проработки перспектив улучшения решили, что разумнее будет воспользоваться имеющимися наработками и создать на их основе совершенно новую конструкцию. Такой подход сулил двукратное повышение дальности полета ракеты. В конце февраля 58-го Военно-промышленная комиссия при Совете министров и Совмин выпустили постановления, необходимые для начала работ в этом направлении. Создание новой ракеты было поручено СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр, г. Миасс), а главным конструктором назначили В.П. Макеева. В сентябре того же года был готов эскизный проект, а к концу ноября собрана вся конструкторская документация. До конца 1958 года на Златоустовском машиностроительном заводе началась подготовка к изготовлению первых прототипов ракет. В мае следующего 1959 года ГАУ Минобороны утвердило требования к новой ракете и присвоило ей индекс 8К14, а всему комплексу – 9К72.
Сборка первых ракет началась в середине 1959 года, а в декабре на полигоне Капустин Яр начались летные испытания. Первый этап испытаний закончился 25 августа 1960 года. Все семь пусков прошли успешно. Вскоре после этого начался второй этап испытаний, в ходе которого было произведено 25 пусков. Два из них закончились аварией: во время первого полета ракета Р-17 с двигателем С5.2 полетела в противоположную от цели сторону, а третий закончился самоликвидацией ракеты из-за короткого замыкания на активном участке полета. Испытания были признаны удачными и оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 «Эльбрус» с ракетой 8К14 (Р-17) рекомендовали к принятию на вооружение. 24 марта 1962 года рекомендация была выполнена соответствующим постановлением Совмина.
Состав комплекса
Основой комплекса 9К72 является одноступенчатая баллистическая ракета 8К14 (Р-17) с неотделяемой боевой частью и жидкостным двигателем. Одной из мер по повышению дальности полета ракеты стало введение в топливную систему ракеты насоса для подачи горючего и окислителя. Благодаря этому давление внутри баков, необходимое для оптимальной работы двигателя, снизилось в шесть с лишним раз, что, в свою очередь, позволило облегчить конструкцию за счет более тонких стенок агрегатов топливной системы. При помощи отдельных насосов горючее (пусковое ТГ-02 «Самин» и основное ТМ-185), а также окислитель АК-27И «Меланж» подается в однокамерный ракетный двигатель С3.42Т. Для упрощения конструкции двигателя его запуск производится с помощью пускового топлива, которое самостоятельно загорается при контакте с окислителем. Примерная тяга двигателя С3.42Т равняется 13 тоннам. Первые серии ракет Р-17 комплектовались ЖРД С3.42Т, однако с 1962 года они стали получать новую силовую установку. Однокамерный двигатель С5.2 получил иную конструкцию камеры сгорания и сопла, а также ряд других систем. Обновление двигателя повлекло за собой небольшое (примерно на 300-400 кгс) увеличение тяги и выигрыш в весе порядка 40 кг. ЖРД С5.2 работал на том же топливе и окислителе, что и С3.42Т.
За траекторию полета ракеты Р-17 отвечает система управления. Инерционная автоматика стабилизирует положение ракеты, а также вносит поправки в направление полета. Система управления ракеты условно разделена на четыре подсистемы: стабилизации движения, управления дальностью, коммутации и дополнительного оборудования. Система стабилизации движения отвечает за сохранение запрограммированного курса, для этого гирогоризонт 1СБ9 и гировертикант 1СБ10 собирают информацию об ускорениях ракеты по трем осям и передают ее на счетно-решающий прибор 1СБ13. Последний выдает команды на рулевые машинки. Кроме того, автоматика управления может выдать команду системе автоматического подрыва ракеты, в случае если параметры полета значительно отличаются от заданных, к примеру, отклонение от необходимой траектории превышает 10°. Для парирования возникающих сносов ракета была оснащена четырьмя газодинамическими рулями, установленными в непосредственной близости от сопла двигателя. Система управления дальностью имеет в своей основе прибор-вычислитель 1СБ12. В его задачи входит слежение за скоростью полета ракеты и подача команды на выключение двигателя по достижении нужной. Эта команда прекращает активный режим полета, после чего ракета по баллистической траектории достигает цели. Максимальная дальность полета ракеты – 300 километров, максимальная скорость на траектории – порядка 1500 метров в секунду.
В носовой части ракеты монтировалась боевая часть. В зависимости от тактической необходимости мог применяться один из нескольких вариантов. Список основных боеголовок для Р-17 выглядит так:
- 8Ф44. фугасная головная часть весом в 987 кг, примерно 700 из которых приходилось на взрывчатое вещество ТГАГ-5. Фугасная боевая часть для Р-17 комплектуется сразу тремя взрывателями: носовым контактным, донным барометрическим для подрыва на определенной высоте, а также взрывателем системы самоуничтожения;
- 8Ф14. Ядерная головная часть с зарядом РДС-4 мощностью в десять килотонн. Выпускалась учебная версия 8Ф14УТ без ядерного боезаряда;
- химические головные части. Отличались друг от друга количеством и типом отравляющего вещества. Так, 3Н8 несла порядка 750-800 кг ипритно-люизитной смеси, а 8Ф44Г и 8Ф44Г1 по 555 кг газа V и VX соответственно. Кроме того, планировалось создание боеприпаса с вязким зоманом, но отсутствие производственных площадей не позволило закончить разработку;
- 9Н33-1. Термоядерная боеголовка с зарядом РА104-02 мощностью в 500 килотонн.
Главный элемент наземного оборудования комплекса «Эльбрус» – стартовый агрегат (пусковая установка) 9П117, разработанный в Центральном конструкторском бюро транспортного машиностроения (ЦКБ ТМ). Колесная машина предназначена для перевозки, предстартовой проверки, заправки пусковым горючим и непосредственно запуска ракеты Р-17. Все агрегаты пусковой установки смонтированы на четырехосном шасси МАЗ-543. Пусковое оборудование машины 9П117 состояло из стартового стола и подъемной стрелы. Эти узлы закреплены на оси и могут поворачиваться на 90°, переводя ракету из горизонтального транспортного в вертикальное пусковое положение. Подъем ракеты осуществляется при помощи гидравлического цилиндра, прочая механика стрелы и стола приводится в движение электромеханическими приводами. После подъема в вертикальное положение ракета Р-17 упирается задней частью на детали стартового стола, после чего стрела опускается обратно. Стартовый стол имеет каркасную конструкцию и оснащен газоотбойным щитом, который предотвращает повреждение конструкции ходовой части машины 9П117 раскаленными газами двигателя ракеты. Кроме того, стол может вращаться в горизонтальной плоскости. В средней части стартового агрегата 9П117 устанавливается рубка с дополнительным оборудованием и рабочими местами для трех человек из расчета комплекса. Аппаратура в рубке главным образом предназначена для обеспечения пуска и контроля за работой различных систем.
1 балансир; 2 захваты; 3 бак гидросистемы; 4 стрела; 5 ДК-4; 6 два мерных бака с пусковым горючим; 7 пусковой стол; 8 пульт управления стрелой, домкратами и упорами; 9 упоры; 10 опоры; 11 пульт СПО 9В46М; 12 4 воздушных баллона высокого давления; 13 рубка оператора с пультовой аппаратурой РН, ЩУГ,ПА, 2В12М-1, 2В26, П61502-1, 9В362М1, 4А11-Э2, ПОГ-6; 14 АКБ; 15 ящик выносного пульта 9В344;16 в кабине 2 баллона воздушного запуска маршевого двигателя; 17 под кабиной ГДЛ-10; 18 в рубке АПД-8-П/28-2 и приборы из комплекта 8Ш18; 19 эквивалент СУ 2В34; 20 эквивалент САПР 2В27; 21 приборы из комплекта 8Ш18
Помимо ракеты и пусковой установки в состав комплекса «Эльбрус» входило несколько прочих машин различного назначения. Из-за этого состав ракетного дивизиона выглядел следующим образом:
- 2 пусковые машины 9П117;
- 5 командно-штабных машин на базе ГАЗ-66;
- 2 топопривязчика 1Т12-2М на шасси ГАЗ-66;
- 3 обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311 на базе грузовиков «ЗиЛ»;
- 2 заправщика 9Г29 (на базе ЗиЛ-157) с двумя заправками основного топлива и четырьмя пускового на каждом;
- 4 автоцистерны для окислителя АКЦ-4-255Б на базе грузовика КрАЗ-255,каждый несет по две заправки «Меланжа»;
- 2 автокрана 9Т31М1 с комплектом соответствующего оборудования;
- 4 грунтовые тележки 2Т3 для перевозки запаса ракет и 2 контейнера 2Ш3 для боевых частей;
- 2 специальных автомобиля на базе «Урала-4320» для транспортировки головных частей;
- 2 машины технического обслуживания МТО-В или МТО-АТ;
- 2 мобильных пункта управления 9С436-1;
- взвод материального обеспечения: топливозаправщики для автомобилей, полевые кухни, вспомогательные грузовики и т.д.
Модификации
Не дожидаясь принятия комплекса на вооружение, в ЦКБ ТМ стали разрабатывать альтернативную пусковую установку 2П20 на базе шасси МАЗ-535. По причине недостаточной прочности конструкции этот проект был закрыт – никто не видел смысла в усилении одного шасси с целью замены другого, имеющего достаточную прочность и жесткость. Чуть более удачным оказался «Объект 816» на гусеничном шасси КБ Ленинградского Кировского завода. Однако производство этой самоходной пусковой установки ограничилось лишь опытной партией в несколько единиц. Еще один оригинальный проект альтернативной пусковой установки дошел до стадии опытной эксплуатации, однако так и не был принят на вооружение. Установка 9К73 представляла собой легкую четырехколесную платформу с подъемной стрелой и стартовым столом. Подразумевалось, что такая пусковая установка может быть доставлена самолетом или вертолетом соответствующей грузоподъемности в нужный район и оттуда произвести пуск ракеты. Во время испытаний экспериментальная платформа показала принципиальную возможность быстрого посадочного десантирования и стрельбы баллистической ракеты. Однако в случае с Р-17 не было возможности использовать весь потенциал платформы. Дело в том, что для осуществления пуска и наведения ракеты расчету необходимо знать ряд параметров, как то координаты пусковой установки и цели, метеорологическую обстановку и т.п. В условиях середины шестидесятых годов для определения этих параметров требовалось участие специализированных комплексов на автомобильном шасси. Кроме того, подобная подготовка значительно увеличивала необходимое для пуска время. В результате 9К73 не была принята на вооружение и к идее «урезанной» легкой авиатранспортабельной пусковой установки не возвращались.
Ракета 8К14 комплекса 9К72 с СПУ 9П117 (фото КБМ им. В.П.Макеева)
Похожим образом дело обстояло и с новыми модификациями ракеты Р-17. Первой ее модернизированной версией должна была стать Р-17М (9М77) с баками увеличенной емкости и, как следствие, большей дальностью. Последняя, согласно первоначальным расчетам, должна была достигать 500 километров. В 1963 году в КБ Воткинского машиностроительного завода под руководством Е.Д. Ракова началось проектирование этой ракеты. За основу была взята исходная Р-17. Для повышения дальности предлагалось заменить двигатель и тип топлива, а также провести ряд переделок конструкции самой ракеты. Расчеты показали, что при сохранении имеющегося принципа полета к цели и дальнейшем увеличении дальности уменьшается угол между вертикалью и траекторией ракеты на подходе к цели. При этом конический носовой обтекатель ракеты создавал ощутимый момент на кабрирование, из-за чего ракета могла значительно отклоняться от цели. Во избежание такого явления была сконструирована новая головная часть с перфорированным обтекателем и цилиндрическим кожухом аппаратуры и боезаряда внутри. Такая система позволила совместить и хорошую аэродинамику в полете, и почти полностью ликвидировать склонность ракеты к кабрированию. В то же время, пришлось изрядно повозиться с подбором сорта металла для обтекателей – применявшиеся ранее не выдерживали температурных нагрузок на конечном участке полета, а нанести защитное покрытие не давала перфорация обтекателя. Под названием 9К77 «Рекорд» обновленный оперативно-тактический ракетный комплекс в 1964 году был отправлен на полигон Капустин Яр. Испытательные пуски проходили в целом удачно, но все же проблем хватало. Испытания завершились только в 1967 году, когда проект Р-17М был закрыт. Причиной этого стало появление ракетного комплекса «Темп-С», способного поражать цели на расстоянии до 900 километров.
В 1972 году конструкторское бюро Воткинского машиностроительного завода получило задание сделать на базе ракеты Р-17 мишень для испытания новых зенитных ракетных комплексов с ограниченными возможностями по противоракетной обороне. Главным отличием мишени от оригинальной ракеты было отсутствие боевой части и наличие ряда специализированных систем для сбора и передачи на землю информации о параметрах полета и ходе перехвата. Примечательно, что во избежание преждевременного уничтожения основная аппаратура ракеты-мишени размещалась в бронированном ящике. Таким образом, мишень даже в течение некоторого времени после поражения могла сохранять связь с наземным оборудованием. До 1977 года ракеты-мишени Р-17 изготовлялись серийно; позже, вероятно, их стали переоборудовать из серийных ракет с заканчивающимся гарантийным сроком.
Комплексы 9К72 с СПУ 9П117М на марше (фото КБМ им.В.П,Макеева)
С 1967 года специалисты Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ) и НПО «Гидравлика» вели работы по созданию фотоэталонных систем наведения. Суть этой идеи состоит в том, что в головку самонаведения загружается аэрофотоснимок цели и та, выйдя в заданный район, наводится при помощи соответствующего вычислителя и встроенной видеосистемы. По результатам исследований была создана ГСН «Аэрофон». Ввиду сложности проекта первый испытательный пуск ракеты Р-17 с такой системой состоялся только в 1977 году. Первые три пробных пуска на дальность 300 километров завершились успешно, условные цели были поражены с отклонением в несколько метров. С 1983 по 1986 годы проходил второй этап испытаний – еще восемь пусков. По завершении второго этапа начались государственные испытания. 22 пуска, большая часть которых завершилась поражением условной цели, стали причиной рекомендации принять комплекс «Аэрофон» в опытную эксплуатацию. В 1990 году военнослужащие 22-й ракетной бригады Белорусского военного округа отправились на Капустин Яр для ознакомления с новым комплексом, получившим название 9К72О. Немного позже несколько экземпляров было отправлено в части бригады. Сведений об опытной эксплуатации нет, более того, согласно разным источникам, 22-я бригада была расформирована раньше предполагаемого срока передачи ракетных комплексов. По имеющимся данным, все неиспользованные ракеты и оборудование комплексов находятся на хранении.
Служба
Первые партии комплексов 9К72 «Эльбрус» поступали на вооружение Советской армии. После укомплектования отечественных вооруженных сил «Эльбрус» был доработан для поставок за рубеж. Ракета Р-17 шла за рубеж под обозначением Р-300. Несмотря на большое количество 9К72 в странах Варшавского договора, первым на практике его использовал Египет. В 1973 году, во время т.н. Войны судного дня, египетские вооруженные силы произвели несколько пусков ракет Р-300 по израильским целям на Синайском полуострове. Большинство выпущенных ракет попало в цель, не превысив расчетное отклонение. Тем не менее, война закончилась победой Израиля.
СПУ 9П117 из состава 112-й ракетной бригады ГСВГ (Генцроде, 1970-1980-е годы, фото http://militaryrussia.ru)
Следующие факты боевого применения ракет Р-17 произошли во время войны в Афганистане. Оперативно-тактические ракеты оказались полезными при атаках душманских укреплений или лагерей. По различным данным, советские ракетчики произвели от одной до двух тысяч пусков, при этом было выявлено несколько характерных особенностей эксплуатации. Так, отклонение от цели, доходившее у ракеты 8К14 до ста метров, порой не позволяло надежно поражать цели взрывной волной и осколками. По этой причине уже в строевых частях был придуман новый метод применения баллистических ракет. Суть его заключалась в пуске ракеты на сравнительно небольшую дальность. Двигатель отключался сравнительно рано, и в баках оставалось некоторое количество топлива. Как следствие, попав в цель, ракета распыляла вокруг себя смесь горючего ТМ-185 и окислителя АИ-27К. Разлет жидкостей с последующим воспламенением значительно увеличивал область поражения. При этом в ряде случаев остатки топлива и окислителя вызывали длительный пожар на обстреливаемой местности. Этот оригинальный метод использования ракеты со стандартной фугасной боевой частью стал причиной появления слухов о существовании некой боеголовки объемного взрыва. Однако существование подобного заряда для комплекса «Эльбрус» не имеет документального подтверждения.
Вскоре после первого применения «Эльбруса» в Афганистане он принял участие в ирано-иракской войне. Стоит отметить, ракеты Р-300 запускались обеими сторонами конфликта, хотя и в разном количестве. Дело в том, что Ирак покупал экспортные версии комплекса 9К72 напрямую у СССР, а Иран приобретал их через Ливию. По различным данным, Ирак произвел от 300 до 500 пусков ракет Р-300 по целям на территории Ирана. В 1987 году начались испытания ракеты Al Hussein, являющейся иракской модернизацией Р-300. Иракская разработка имела облегченную боевую часть весом в 250 кг и повышенную дальность пуска – до 500 километров. Общее число произведенных пусков ракет «Эль-Хуссейн» оценивается в 150-200. Ответом на иракские обстрелы стала покупка Ираном у Ливии некоторого количества аналогичных комплексов «Эльбрус», однако их использование имело гораздо меньшие масштабы. Всего было выпущено порядка 30-40 ракет. Всего через несколько лет после окончания ирано-иракской войны экспортные ракеты Р-300 снова приняли участие в боевых действиях. Во время операции «Буря в пустыне» иракские военные производили атаки целей на территории Израиля и Саудовской Аравии, а также обстреливали наступающие американские войска. В ходе этого конфликта вооруженные силы США смогли опробовать на практике новые зенитные ракетные комплексы Patriot, имеющие ограниченные возможности противоракетной обороны. Результат попыток перехвата до сих пор является предметом споров. Разные источники приводят цифры от 20% до 100% уничтоженных ракет. В то же время, значительный ущерб противнику причинили только две или три ракеты.
Перегрузка ракеты 8К14 с транспортной машины 2Т3М1 на СПУ 9П117М с использованием и автокрана КС2573, 22-я РБР армии Белоруссии, пос.Цель, 1994-1996 г.г. (фото из архива Дмитрия Шипули, http://military.tomsk.ru/forum).
В девяностые годы прошлого века комплексы 9К72 «Эльбрус» почти не использовались в бою. Не более двух десятков ракет было выпущено в ходе нескольких локальных конфликтов. Одно из последних применений ракет Р-17 относится ко второй чеченской кампании. Имеются сведения о формировании в 1999 году специальной части, вооруженной «Эльбрусами». За последующие полтора года российские ракетчики произвели две с половиной сотни пусков, используя в том числе и ракеты с истекшим гарантийным сроком. Никаких серьезных проблем зафиксировано не было. По имеющимся данным, весной 2001 года комплексы 9К72 были переданы на хранение.
Если не считать бывшие союзные республики, которым комплексы «Эльбрус» достались после распада СССР, оперативно-тактические ракеты Р-17 и Р-300 состояли на вооружении 16 стран, в том числе Афганистана, Болгарии, Вьетнама, ГДР, КНДР, Ливии и т.д. После прекращения существования Советского Союза и Организации варшавского договора часть произведенных ракет оказалась в ставших независимыми странах. Кроме того, потеря Россией былых позиций на международной арене привела к тому, что при прямом содействии стран НАТО некоторые эксплуатанты комплексов «Эльбрус» сняли их с вооружения и утилизировали. Причинами этого были подходящие к концу сроки эксплуатации ракет, а также давление западных государств, которые по-прежнему считают 9К72 объектом повышенной угрозы: сказывается возможность установки на ракету даже устаревших ядерных боезарядов. Тем не менее, в некоторых странах комплексы «Эльбрус» по-прежнему стоят на вооружении и эксплуатируются. Их количество невелико и постоянно уменьшается. Похоже, в течение ближайших лет один из самых старых оперативно-тактических ракетных комплексов будет полностью выведен из эксплуатации во всем мире.
По материалам сайтов:
http://rbase.new-factoria.ru/
http://vpk-news.ru/
http://militaryrussia.ru/
http://janes.com/
http://kapyar.ru/
http://rwd-mb3.de/
http://engine.aviaport.ru/
http://globalsecurity.org/
Автор Рябов Кирилл