122-миллиметровая гаубица М-30, которая на Западе известна под обозначением М1938, – является стойким ветераном. Гаубицу разработали еще в 1938 г., и уже через год началось ее серийное промышленное производство. Выпускавшаяся в больших количествах и широко использовавшаяся во время Великой Отечественной войны, гаубица М-30, практически без изменений, по сей день широко распространена в СНГ и других странах, хотя сегодня во многих армиях ее используют лишь в учебных целях или перевели в резерв. Хотя в странах СНГ производство М-30 прекратили несколько лет назад, гаубицу до сих пор выпускают в Китае под обозначением 122-миллиметровая гаубица Тип 54 и Тип 54-1. Модификация Тип 54-1 имеет ряд конструктивных отличий, которые обусловлены особенностями местных технологий.
122-миллиметровая М-30 в целом имеет классическую конструкцию: надежный прочный двухстанинный лафет, щит имеющий поднимаемый центральный лист который жестко закреплен, и ствол без дульного тормоза длиной 23 калибра. Пушку была оснащена тем же лафетом, что и 152-миллиметровая гаубица Д-1 (М1943). Колеса имеющие большой диаметр оснащаются цельными скатами, для заполнения которой использована губчатая резина, однако болгарская модификация М-30, имеет колеса отличной конструкции. У каждого орудия имеются сошники двух типов - для твердой и мягкой почвы.
Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт
122-мм гаубица М-30 старшего сержанта Г.Е. Макеева на Гутенберг штрассе (Gutenberg) в городе Бреслау, Силезия. 1-й Украинский фронт
Советский артиллерист-гвардеец отдыхает у своей 122-мм гаубицы М-30 после боя с немецкими танками под Каунасом. 3-й Белорусский фронт. Авторское название работы — «После жестокого боя»
Советские САУ СУ-122 идут по Ленинграду на фронт, возвращаясь из ремонта
Гаубица М-30 в свое время была основным вооружением САУ СУ-122, которая была создана на базе шасси Т-34, однако в настоящее время этих установок ни в одной армии больше не осталось. В Китае в настоящее время выпускается такая САУ: гаубица Тип 54-1 смонтирована на шасси БТР Тип 531.
Основной вид боеприпасов М-30 – высокоэффективный осколочный снаряд, массой 21,76 килограмм, имеющий дальность до 11,8 тыс. м. Для борьбы с бронецелями теоретически может использоваться кумулятивный бронебойный снаряд БП-463, который на максимальной дистанции прямого выстрела (630 м) пробить 200-миллиметровую броню, однако такие боеприпасы в настоящее время практически не используют.
До сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.
Тактико-технические данные122-миллиметровой гаубицы М-30:
Первый опытный образец – 1938 г.;
Начало серийного выпуска – 1939 г.;
Страны, в которых в настоящее время состоит на вооружении – бывшие сраны-члены Варшавского пакта, страны, которым Советский Союз оказывал военную помощь, Китай;
Расчет – 8 человек;
Длина в походном положении – 5900 мм;
Ширина в походном положении – 1975 мм;
Калибр - 121,92 мм;
Начальная скорость снаряда – 515 метров в секунду;
Масса снаряда – 21,76 кг;
Масса полного заряда – 2,1 кг;
Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/см;
Максимальная дальность стрельбы – 11800 м;
Длина ствола (без учета затвора) – 2800 мм (22,7 калибра);
Число нарезов – 36;
Длина нарезной части ствола – 2278 мм (18,3 калибров);
Ширина нарезов – 7,6 мм;
Глубина нареза – 1,01 мм;
Ширина полей нарезов – 3,04 мм;
Объем каморы при использовании дальнобойного снаряда – 3,77 дм3;
Длина каморы – 392 мм (3,2 калибра);
Угол склонения - -3°;
Максимальный угол возвышения - 63°;
Угол горизонтального обстрела - 49°;
Скорость вертикального наведения (один оборот маховика) – приблизительно 1,1°;
Скорость горизонтального наведения (один оборот маховика) – приблизительно 1.5°;
Высота линии огня - 1200 мм;
Предельная длина отката – 1100 мм;
Длина отката при ведении огня полным зарядом – от 960 до 1005 мм;
Нормальное давление в накатнике - З8 кгс/см2;
Объем жидкости в накатнике – от 7,1 до 7,2 л;
Объем жидкости в тормозе отката – 10 л;
Высота орудия (угол возвышения 0°) – 1820 мм;
Ширина хода - 1600 мм;
Клиренс – 330-357 мм;
Диаметр колес – 1205 мм;
Вес ствола с затвором – 725 кг;
Вес трубы – 322 кг;
Вес кожуха – 203 кг;
Вес казенника – 161 кг;
Вес затвора – 33 кг;
Вес откатных частей – 800 кг;
Вес люльки – 135 кг;
Вес качающейся части – 1000 кг;
Вес лафета – 1675 кг;
Вес верхнего станка – 132 кг;
Вес колеса со ступицей – 179 кг;
Вес нижнего станка – 147 кг;
Вес станин (двух) – 395 кг;
Вес в боевом положении – 2450 кг;
Вес без передка в походном положении – 2500 кг;
Вес лыжной установки ЛО-4 – 237 кг;
Время перевода между походным и боевым положениями – 1-1,5 мин;
Скорострельность – до 6 выстрелов в минуту;
Максимальная скорость возки по хорошим дорогам – 50 км/ч;
Давление хобота на сцепной крюк – 240 кгс.
Батарея советских 122-мм гаубиц образца 1938 года (М-30) ведет огонь по Берлину
Колонна советских полугусеничных тягачей ЗиС-42 с 122-мм гаубицами образца 1938 года М-30 на прицепе проходит мимо легкого танка Т-60. Ленинградский фронт
Расчет советской 122-мм гаубицы образца 1938 года М-30 за щитовым прикрытием
Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт
Советские солдаты переправляют на понтоне 122-мм гаубицу образца 1938 года М-30 через залив Сиваш (Гнилое море)
После войны