http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/asu-57-01.jpg

Самоходная артиллерийская установка АСУ-57 являлась основным вооружением батарей истребительно-противотанкового артиллерийского дивизиона воздушно-десантного соединения. Разрабатывалась конструкторским бюро ММЗ во главе с Н.А. Астровым в соответствии с Постановлением СМ СССР от 22 июня 1948 г. В апреле-июне 1949 г. опытные образцы САУ успешно прошли полигонно-войсковые испытания и после устранения выявленных недостатков в сентябре 1951 г. приказом военного министра СССР была принята на вооружение ВДВ. При проведении ОКР имела обозначение «Объект 572». Серийно производилась на ММЗ с 1951 г. по 1955 г.

Авиадесантная артиллерийская самоходная установка АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок с передним расположением МТО. Корпус машины делился поперечной перегородкой на моторно-трансмиссионное и боевое отделения. В МТО размещались узлы и агрегаты силовой установки и трансмиссии машины, для удобства доступа к которым крыша над МТО была сделана легкосъемной. В боевом отделении, находившемся в средней и кормовой частях корпуса, были оборудованы рабочие места членов экипажа и установлено основное оружие. Справа от пушки находились рабочие места механика-водителя и заряжающего, слева от пушки - командира машины (он же наводчик и радист). Для наблюдения из машины в верхнем лобовом листе корпуса были установлены смотровые приборы механика-водителя и командира. Смотровые приборы Б-2 состояли из нескольких плоскопараллельных стеклянных пластин, склеенных между собой.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/asu-57-02.jpg

На САУ АСУ-57 последних выпусков для механика-водителя был введен прибор ночного видения ТВН-2. Для улучшения обзора из машины в передней части бортовых щитков имелись окна со вставленными в них стеклами. В боевой, обстановке окна закрывались заслонками. Для защиты от атмосферных осадков боевое отделение сверху закрывалось легкосъемным тентом. Основным оружием САУ являлась 57-мм нарезная противотанковая пушка Ч-51 с щелевым дульным тормозом и клиновым вертикальным затвором. Пушка была разработана под руководством Е.В. Чарнко в ОКБ завода №106. С 1955 г. на машине устанавливалась 57-мм противотанковая пушка Ч-51М с двухкамерным дульным тормозом. Пушка устанавливалась в рамке с помощью горизонтальных цапф. Рамка являлась основанием качающейся части пушки. С помощью двух вертикальных цапф она соединялась со специальной опорой, жестко закрепленной в корпусе САУ.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/asu-57-03.jpg

Комплект противооткатных устройств пушки состоял из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Нормальная длина отката составляла 550-730 мм. Для горизонтальной (в секторе ±8°) и вертикальной (от -5 до +12°) наводки пушки применялись винтовые поворотный и подъемный механизмы тянуще-толкающего типа с парой конических шестерен. Для крепления пушки по-походному при угле возвышения 10° на среднем съемном листе крыши МТО устанавливался стопор. Прицельная стрельба из пушки прямой наводкой осуществлялась с помощью оптического прицела ОП2-50, устанавливавшегося на обойме ствола пушки. Оптическая система прицела обеспечиваема 5,5-кратное увеличение при угле поля зрения 11°. Для поражения бронированных целей применялись 57-мм унитарные выстрелы с бpoнeбoйнo-тpaccиpyющими тупоголовым БР-271 (с баллистическим наконечником), остроголовым БР-271К, тупоголовым БР-271СП (сплошной с баллистическим наконечником) и БР-271М снарядами, с подкалиберными бронебойно-трассирующими БР-271П и БР-271Н снарядами. Уничтожение открыто расположенной живой силы противника осуществлялось с помощью осколочных снарядов О-271У. При проведении занятий по огневой подготовке также применялись унитарные выстрелы с практическим трассирующим снарядом ПБР-271.

Бронебойно-подкалиберный снаряд с начальной скоростью 1158 м/с пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 72 мм на дальности 2000 м. Дальность прямого выстрела этим снарядом при высоте цели 2 м составляла 1250 м, дальность стрельбы прямой наводкой - 3400 м. Максимальная дальность стрельбы осколочным снарядом была равна 6000 м. Боевая скорострельность составляла 6-10 выстр./мин. Боекомплект к пушке состоял из 30 выстрелов, размещавшихся в трех боеукладках. В комплект САУ также входили 7,62-мм автомат АК-47 с 300 патронами, 20 ручных гранат Ф-1 и 26-мм сигнальный пистолет (ракетница) с двумя комплектами (20 шт) сигнальных патронов. Броневая защита АСУ-57 была противопульной. Корпус изготовлялся из стальных (носовая часть и борта) и дюралюминиевых (корма и днище) броневых листов толщиной 4 и 6 мм. Тушение очагов возгорания осуществлялось с помощью ручного углекислотного огнетушителя ОУ-2, находившегося в боевом отделении у правого борта за сиденьем механика-водителя.

Четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель М-20Е с однорядным вертикальным расположением цилиндров был установлен в МТО поперек корпуса САУ. Его максимальная мощность составляла 37 кВт (50 л.с.). Система зажигания - батарейная с экранированными катушкой зажигания Б-5 и распределителем Р-43. Пуск двигателя осуществлялся электростартером или пусковой рукояткой. Система охлаждения - жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией. Для подготовки двигателя к пуску зимой при низкой температуре воздуха в конструкции силовой установки была предусмотрена система подогрева, состоявшая из паяльной лампы, котла подогревателя и трубопроводов. 140 л топлива (бензин марки Б-70 пли А-72) находились в двух эластичных баках, сделанных из специальной резины.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/asu-57-04.jpg

Механическая, трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения (чугун по феродо), четырехступенчатой простой коробки передач, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух однорядных шестеренчатых бортовых редукторов (i=4,2). Вместе с указанными агрегатами, кроме бортовых редукторов, двигатель образовывал единый силовой агрегат, устанавливавшийся в носовой части корпуса на четырех кронштейнах. Приводы управления - механические. В системе подрессоривания применялась индивидуальная торсионная подвеска с поршневыми гидроамортизаторами двухстороннего действия на ее передних узлах и ограничители хода первых и четвертых опорных катков. Торсионные валы передних и средних узлов подвески отличались по диаметру: диаметр торсионных валов первых узлов подвески составлял 31 мм, средних - 28 мм. В конструкции последних (четвертых) узлов подвески были применены трубчато-стержневые торсионы. Крайние узлы подвесок блокировались на корпус при транспортировке машины по воздуху.

Для ограничения максимального угла закрашивания и минимального угла раскручивания торсионных валов крайних узлов подвески в системе подрессоривания были применены упоры, в которые упирались рычаги балансиров. Ограничение хода опорного катка вверх осуществлялось буфером, представлявшим co6oй телескопическую пружину, а вниз - буфером, представлявшим собой резиновую подушку. Со стороны каждого борта находилось четыре опорных катка с наружной амортизацией (последний опорный каток одновременно являлся и направляющим колесом) и два поддерживающих катка. Двухшаговое цевочное зацепление ведущего колеса с гусеницей исключало ее выпучивание в тормозном режиме. Мелкозвенчатая гусеница (шаг трака 86 мм) состояла из 80 стальных литых траков с ОМШ. Траки шириной 204 мм соединялись между собой с помощью стальных пальцев. Палец на одном конце имел головку, а на другом - небольшую коническую засверловку для расклепки конца пальца с целью предотвращения выхода пальца из проушин трака. Изменение натяжения гусеницы осуществлялось винтовым механизмом натяжения. Ведущие колеса имели несъемные зубчатые венцы с несимметричным профилем зубьев и отверстиями для уменьшения массы.

Электрическая бортовая сеть была выполнена по однопроводной схеме. Номинальное напряжение в сети составляло 12 В. Для внешней связи использовалась радиостанция 10 РТ-12 (с 1961 г. - Р-113), для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ-47 (с 1961 г. - Р-120). Небольшое среднее давление на грунт (0,35 кгс/см) обеспечивало машине высокую проходимость но грунтам с низкой несущей способностью. Самоходная установка АСУ-57 была приспособлена для десантирования парашютным способом на платформе ПП-128-500 (позже - П-7) отдельно от экипажа и посадочным способом с помощью тяжелого транспортного планера Як-14.

Технические характеристики АСУ-57
Боевая масса - 3,35 т;
экипаж - 3 чел.;
вооружение: пушка - 57 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя - 37 кВт (50 л.с.);
максимальная скорость - 45 км/ч.