http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/T-155-Firtina-01.jpg

Руководство Турции в соответствии со стратегическими приоритетами развития вооруженных сил страны и национального ВПК изучало различные варианты приобретения готовых проектов буксируемой и самоходной гаубиц за рубежом. 6 перечне обязательных условий реализации таких проектов являлась организация выпуска гаубиц и их ключевых систем на турецких предприятиях, а также возможность получения технической помощи со стороны зарубежных компаний на всех этапах - от разработки концепции до организации серийного производства и обеспечения эксплуатации систем. Важнейшее значение придавалось вопросу передачи соответствующих лицензий и авторских прав.

Выпуск качающихся частей 155-мм гаубиц предполагалось организовать на предприятии концерна Makina ve Kimya Endustrisl Kurumu (Корпорация машиностроения и химической промышленности) г Кириккале, который является лидером турецкого ВПК в сфере производства боеприпасов, включая снаряды для орудий калибром до 203 мм, а также мин, ракет, авиабомб и пороховых зарядов. Серийный выпуск САУ должен был осуществлять 1-й базовый центр технического обслуживания сухопутных войск (БЦТО) в гАрифийе (провинция Сакарая). 1-й БЦТО, организованный в 1973 г, является многопрофильной организацией, занимающейся производством самоходных гаубиц, модернизацией танков американского и немецкого производства, комплексным техническим обслуживанием и ремонтом бронетанковой техники и вооружения, состоящих на вооружении сухопутных войск вооруженных сил Турции. Здесь же выпускаются гусеничные траки и оптические приборы.

Первым стал проект 155-мм буксируемой гаубицы, оснащенной силовой установкой для перемещения на небольшие расстояния. По сообщениям зарубежной прессы, содействие туркам в разработке гаубицы, получившей обозначение T-155 Panther, оказывала сингапурская компания Technologies Kinetics; в 1990-1994 гг. она создала 155-мм буксируемую гаубицу с длиной ствола 52 калибра FH-2000 для вооруженных сил Сингапура. С турецкой стороны разработчиком и производителем новой гаубицы стала упомянутая корпорация МКЕК. Подготовка серийного производства началась в 2000 г, а поставка первой партии из шести новых гаубиц состоялась в 2002 г.

Практически одновременно в Турции приступили к реализации проекта по выпуску современной самоходной артиллерийской установки. Первоначально в качестве основы рассматривались немецкая САУ PzH 2000 и южнокорейская K9. После детального изучения всех возможностей и условий военные сделали выбор в пользу южнокорейской машины, которая полностью соответствовала предъявляемых требованиям в сочетании с умеренной ценой и гибкой политикой корейской стороны в сфере передачи авторских прав. В сфере военно-технического сотрудничества с Германией возникли определенные сложности - это касалось передачи технологий и возможности ограничения авторских прав при производстве новой гаубицы.

Немаловажную роль сыграли и активно развивавшиеся экономические отношения Турции и Республики Корея: в мае 1991 г. было подписано соглашение о взаимной защите и поощрении инвестиций, целью которого являлось расширение возможностей сотрудничества в сфере экономики. Если в 1991 г объем корейских капиталовложений в Турцию составлял лишь 19 млн долл. США, то к 2010 г он возрос до 510 млн долл. Проектирование новой САУ проводилось в 1999-2000 г по контракту, заключенному турецкой стороной с компанией Samsung Techwin. Турецкая версия артиллерийской системы получила название T-155 Firtina («Шторм»). В целом ее конструкция повторяла гаубицу K9, но форму башни упростили, убрав характерные листы, обеспечивавшие стык лобового и бортового листов башни. Одновременно при содействии корейской стороны проводилась подготовка турецких предприятий к серийному производству гаубицы.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/T-155-Firtina-02.jpg

В 2000 г изготовили два опытных образца T-155 Firtina, которые с февраля по июль 2001 г проходили комплекс испытаний. По их результатам машину приняли на вооружение. Турецкий концерн Aselsan отвечал за разработку и серийное производство автоматизированной СУО. Она включала: бортовой компьютер, подсистемы получения, сбора, ввода и отображения информации для ведения огня, прибор управления наводчика, оснащенный многофункциональным дисплеем, ИНС и приемник системы GPS, прибор измерения начальной скорости снаряда и измерения температуры ствола гаубицы. С января 2002 г в 1-м БЦТО началось серийное изготовление T-155 Firtina. Для первой партии (60 машин) качающиеся части орудий, элементы СУО и механизма заряжания поставлялись из Республики Корея. 8 декабря 2003 г между компанией Samsung Techwin был подписан третий контракт о производстве новой партии T-155 Firtina. Эти машины оснащались качающейся частью орудий выпуска МКЕК и СУО компании Aselsan, а 1-й завод производил башню, корпус и осуществлял общую сборку машины. Серийный выпуск этой партии начался в январе 2004 г.

Техническая помощь корейской стороны продолжалась. В частности, в 2009 г Samsung Techwin получила контракт на поставку агрегатов автоматической трансмиссии и комплектов запчастей для турецких гаубиц. По информации турецких источников, в 2004-2015 гг собрали 284 САУ T-155 Firtina; поставки в войска завершились в 2015 г. Помимо основных подрядчиков к серийному производству новой гаубицы привлекли целый ряд турецких компаний, которые, как и южнокорейские фирмы в ходе выпуска САУ К9, постепенно осваивали производство важнейших комплектующих, систем и узлов.

Концерн МКЕК выпускал 155-мм снаряды, соответствующие стандартам НАТО, включая стандартный осколочно-фугасный снаряд M107 и активно-реактивный M549. В то же время для реализации всех возможностей новой САУ требовалось использовать более совершенные боеприпасы и модульные заряды, которые не изготавливались в Турции, поэтому их поставки осуществлялись также из Республики Корея. К 2014 г турецкие корпорации МКЕК и Roketsan разработали 155-мм снаряд увеличенной дальности MOD 274 НЕ extended range (ER), оснащенный донной выемкой. В конце 2014 г МКЕК получила заказ от министерства обороны Турции на выпуск 5000 таких снарядов, а в 2017 г было заключено еще два контракта - на 2000 и 7000 снарядов.

В стандартном оснащении T-155 Firtina имеет систему защиты от ОМП, приборы ночного видения и оснащена системой подачи воздуха с помощью вентиляторов к рабочим местам всех членов экипажа. Общая стоимость всех контрактов, заключенных между Турцией и Республикой Корея в рамках проекта разработки и серийного производства САУ T-155 Firtina, а также технического сопровождения, поставки боеприпасов, передачи технологий и подготовки инженерно-технического персонала, оценивалась зарубежной прессой в 1 млрд долл. США. Таким образом. Республике Корея удалось окупить расходы по разработке и серийному производству гаубицы К9 и укрепить свои позиции на мировом рынке вооружений.

Турция также предполагала активное продвижение новой гаубицы на мировые рынки вооружений, благо южнокорейская сторона этому не препятствовала. В первую очередь в качестве потенциальных покупателей рассматривались страны Ближнего Востока. В 2011 г был подписан контракт на поставку 36 T-155 Firtina в Азербайджан, но она не состоялась по причине отказа немецкой стороны поставлять двигатели MTU из-за неурегулированного конфликта в Нагорном Карабахе. В итоге в 2012 г Азербайджан заключил контракт с Россией на поставку 18 САУ 2С19 «Мста-С», которая началась в 2013 г.

Транспортно-заряжающая машина Poyraz

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/T-155-Firtina-03.jpg

Для повышения эффективности САУ T-155 Firtina в Турции в 2009 г. началась разработка транспортно-заряжающей машины (ТЗМ), получившей обозначение Poyraz («Северный ветер»), а также цифровой системы снабжения боекомплектом MTS корпорации Aselsan, интегрированной с АСУ ADOP-2000. Ведущая роль отводилась 1-му БЦТО, который отвечал за проектирование, постройку опытного образца, проведение цикла испытаний и организацию серийного производства ТЗМ. Опытный образец ТЗМ изготовили в 2011 г. После прохождения полного цикла испытаний Poyraz в 2013 г. поставили на серийное производство. Заказ составил 70 ед. Цифровая система MTS обеспечивает обмен информацией в автоматизированных системах боевого управления посредством беспроводной передачи данных, включая получение информации о нахождении батарей САУ наличии боекомплекта в артиллерийских батареях и на ТЗМ. а также передачу данных вышестоящим органам управления.

http://www.dogswar.ru/images/stories/pyshki2/T-155-Firtina-04.jpg

Общую компоновку ТЗМ позаимствовали у корейской K10, но турецкая машина оснащается силовым блоком от танка M48A5T1 (выводятся из боевого состава ВС Турции), включающим 12-цилиндровый V-образный дизель AVDS-1790 мощностью 750 л/с и автоматическую трансмиссию Allison CD-850. Экипаж состоит из трех человек: командира машины, оператора, управляющего работой механизмов передачи снарядов и зарядов на САУ и механика-водителя. Командир размещается в правой части рубки; над его рабочим местом установлена командирская башенка, оснащенная креплением для пулемета. Оператор располагается в левой части рубки слева (лицом к левому борту). Рабочее место механика-водителя по сравнению с САУ K9, Firtina и ТЗМ K10 смешено к корме и поднято: он располагается в небольшой полурубке перед лобовым листом неподвижной рубки; над его рабочим местом расположен люк с круглой крышкой, откидывающейся назад. Механик-водитель располагает тремя перископическими приборами наблюдения, причем центральный может быть заменен прибором ночного видения.

В нижней части корпуса находятся четыре механизированных конвейера (на ТЗМ K10 таких конвейеров пять), обеспечивающие хранение и перемещение 96 снарядов; заряды (96 ед.) хранятся в верхнем отсеке рубки. В ТЗМ Poyraz снаряд извлекается из конвейера захватом-манипулятором, который перемещаясь по направляющим, проложенным перед конвейерами, останавливается перед одним из них, захватывает снаряд, транспортирует его до подъемного устройства и размещает на нем. Подъемное устройство поднимает снаряд, разворачивает его вертикально и помещает на транспортер конвейера, передающего боекомплект на самоходную гаубицу. Слева и справа на лобовом листе основной рубки устанавливается по четыре ПУ дымовых гранатометов. Снаряженная масса машины оставляет 47 т, длина - 9,5 м, ширина - 3,4 м, высота - 3,49 м. Ходовая часть заимствована у базовой гаубицы и включает шесть опорных и три поддерживающих катка на борт

Технические характеристики T-155 Firtina
Боевая масса, т 46,3
Экипаж, чел. 5
Длина с пушкой вперёд, мм 12 000
Ширина, мм 3400
Высота, мм 2730
Бронирование - стальная
Калибр и марка пушки - 155-мм
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 48
Углы ВН, град. -2…+75
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км:
- ОФС: 30,0
- АР ОФС: 40,0
Пулемёты 1 х 12,7-мм M2
Двигатель MTU MT881 Ka-500
Мощность двигателя, л. с. 1000
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 360
Удельная мощность, л. с./т 21,6
Тип подвески гидропневматическая