http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/T-155-Firtina-II-01.jpg

Руководство вооруженных сил Турции изначально предполагало поэтапное совершенствование САУ T-155 Firtina с внедрением более эффективных подсистем и элементов национальной разработки. Кроме того, существенное влияние на содержание программы модернизации оказал опыт боевого применения этих САУ в Ираке и Сирии. Стремительное развитие информационных технологий в 2000-е гг стимулировало процесс их активного внедрения в военную сферу, включая создание высокоэффективных систем управления и связи различного масштаба, что потребовало качественно нового уровня информатизации и цифровизации вооруженных сил стран мира. 6 полной мере эти процессы коснулись артиллерии, для которой разрабатывались новые системы, гарантирующие повышение эффективности командной управляемости.

Так, в Турции появилась СУО FSAP-2000 (FSAP/Fire Support Automation Project-2000) полевой артиллерии сухопутных войск, обеспечивающая сбор, обработку, анализ необходимой информации, доведение ее до вышестоящих органов управления и артиллерийских подразделений и отдельных машин. По сообщениям турецкой прессы, работы по модернизированной гаубице проводили в 2015-2016 гг специалисты 1-го БЦТО; Aselsan отвечала за СУО и дистанционно управляемый модуль вооружения (ДУМВ) SARP, MKEK занималась усовершенствованными боеприпасами. Опытный образец построили в 2017 г. Испытания начались в том же году и продолжались в 2018 г и в первой половине 2019 г. Во второй половине 2019 г началось серийное производство САУ Firtina II.

На 14-й оборонно-промышленной выставке IDEF-2019, проходившей в мае 2019 г в Стамбуле (Турция), 1-й БЦТО представил модернизированный вариант САУ T-155 Firtina обозначенный New Generation Firtina. На этой машине установлена усовершенствованная СУО, которая оснащается более мощным компьютером. Наводчик получил усовершенствованный основной прибор управления и вспомогательный прибор управления, оснащенный цифровым дисплеем. В СУО используется программное обеспечение, соответствующее стандартам НАТО. Навигационная система в автоматическом режиме определяет местоположение САУ и ее высоту над уровнем моря. Эта информация вводится в баллистический компьютер, куда также поступают данные о температуре снаряда и заряда, ствола гаубицы, скорости и направлении ветра, влажности воздуха и атмосферном давлении. На основании полученных данных компьютер вырабатывает углы наведения по вертикали и горизонтали, а затем в автоматическом режиме осуществляет наведение и контролирует балансировку орудия. Гидравлические приводы вертикального и горизонтального наведения заменены электрическими. Имеются полуавтоматический режим работы (наведение осуществляется с помощью приборов управления наводчика и заряжающего) и наведение в ручном режиме.

http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay2/T-155-Firtina-II-02.jpg

На машине используется система поддержания микроклимата: с помощью кондиционера обеспечивается оптимальная температура для снарядов и зарядов. Панель с жалюзи воздухопритока монтируется на левом лобовом листе башни, занимая значительную часть его площади. Система заряжания снарядов полностью механизированная, с выбором типа боеприпаса с пульта командира или наводчика. Она функционирует следующим образом. Снаряды, размещенные горизонтально в механизированной укладке в кормовой части башни, перемещаются в горизонтальной плоскости. Нужный тип снаряда подается в окно подачи, откуда извлекается манипулятором, перемещающимся по направляющим, расположенным на потолке башни. Манипулятор перемещает снаряд в боевом отделении и опускает его на лоток, перемещающийся в вертикальной плоскости. Лоток со снарядом поднимается на уровень затвора, снаряд досылается в ствол. Модернизированная система заряжания позволяет повысить скорострельность до 7-8 выстр./мин.

На крыше башни усовершенствованной САУ T-155 Firtina II устанавливается ДУМВ SARP,также выполняющий роль прицела при ведении огня из гаубицы прямой наводкой. Он представляет собой стабилизированную платформу для установки пулеметов калибром 7,62 или 12,7 мм и 40-мм автоматических гранатометов. ДУМВ может оснащаться автоматом сопровождения цели, обеспечивает ведение огня в движении по неподвижным и движущимся целям. В походном положении модуль складывается назад и закрепляется на задней стенке башни с целью уменьшения высоты машины. Экипаж модернизированной САУ включает четыре человека, каждый из которых имеет свой пульт с дисплеями. Механик-водитель получил камеры переднего и заднего обзора, причем они могут быть как выполнены в телевизионном, так и в тепловизионным вариантах.

Длина новой машины возросла с 12 до 13,1 м (за счет расположенного в походном положении на кормовой стенке башни ДУМВ), боевая масса увеличилась до 48 т. Firtina II оснащается немецким дизельным двигателем MTU 881 Ка 500 в комплексе с автоматической трансмиссией Allison Х1100-5. Как говорилось выше, проблемы с поставками двигателей из Германии стали препятствием к осуществлению экспортных поставок T-155 Firtina в Азербайджан. Возникшая проблема решается по нескольким направлениям.

Так, в ходе международной выставки вооружений IDEF-2019 был подписан меморандум о взаимопонимании между министерством обороны Турции и компанией Caterpillar Defence UK, в котором говорилось о разработке нового 12-цилиндрового дизельного двигателя мощностью 1200 л.с. на основе дизеля Caterpillar Defence UK с участием конструкторов 1-го БЦТО. При этом особо оговаривалось исключение каких-либо ограничений на экспорт продукции. Предполагается использовать имеющуюся трансмиссию, поскольку турецкая сторона не имеет ограничений на ее экспорт, а сама трансмиссия обеспечивает работу с дизелем большей мощности. Одновременно велась подготовка к серийному производству T-155 Firtina II. Как сообщается, турецкая армия уже заключила контракт на поставку неназываемого количества этих машин. В ходе выставки IDEF-2019 новая САУ была продемонстрирована широкой общественности, а корпорация Aselsan подписала контракт с управлением оборонной промышленности Турции SSB на поставку 140 комплектов СУО для серийного производства New Generation Firtina.

Боевое применение

С конца 2007 г турецкие САУ T-155 Firtina принимали участие в боевых действиях против курдских военизированных формирований на севере Ирака: в ходе проведения операции Sun был осуществлен ввод турецких войск в места проживания курдов. Наземная операция, начавшаяся 21 февраля 2008 г, предварялась масштабными артиллерийскими и авиационными ударами, которые начались 16 декабря 2007 г. В дальнейшем САУ Firtina наряду с другими артиллерийскими установками, включая M52T и M110A2, регулярно привлекались к участию в подобных операциях на территории Сирии и Ирака. По сообщениям зарубежной прессы, в апреле 2016 г три САУ располагавшиеся на открытой местности, были уничтожены расчетами курдских ПТРК «Корнет» или «Метис». В дальнейшем этот опыт был учтен турецким командованием, которое стало уделять больше внимания инженерному обеспечению боевого применения артиллерии, включая предварительную инженерную разведку местности и заблаговременную подготовку основных и запасных позиций. В 2018 г САУ T-155 Firtina использовались в рамках операции «Оливковая ветвь» при блокировании турецкими войсками города Африн на севере Сирии.

Технические характеристики T-155 Firtina II
Боевая масса, т 46,3
Экипаж, чел. 5
Длина с пушкой вперёд, мм 12 000
Ширина, мм 3400
Высота, мм 2730
Бронирование - стальная
Калибр и марка пушки - 155-мм
Длина ствола, калибров 52
Боекомплект пушки 48
Углы ВН, град. -2…+75
Углы ГН, град. 360
Дальность стрельбы, км:
- ОФС: 30,0
- АР ОФС: 40,0
Пулемёты 1 х 12,7-мм M2
Двигатель MTU MT881 Ka-500
Мощность двигателя, л. с. 1000
Скорость по шоссе, км/ч 65
Запас хода по шоссе, км 360
Удельная мощность, л. с./т 21,6
Тип подвески гидропневматическая