http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/as90.jpg

Впервые опытный образец 155-мм самоходной гаубицы AS-90 был представлен на выставке оружия и военной техники английской армии, проходившей в г. Олдершот в 1986 году. Она создана на основе соглашения, заключенного в июле 1985 года между английской фирмой «Виккерс шип-билдинг энд энджиниринг» (ответственной за башню с вооружением) и бразильской «Веролме» (гусеничное шасси). В качестве субподрядчика была привлечена американская фирма «Камминз», поставившая, в частности, основной и вспомогательный двигатели.

Конструктивно самоходная гаубица AS-90 выполнена с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус и башня изготовлены из стальных броневых листов (максимальная толщина 17 мм). Отказ от алюминиевых сплавов, которые применены, например, в американской САУ М109, объясняется в первую очередь более простой технологией сварки деталей из стали, что удешевляет производство и делает возможным проведение ремонта в полевых условиях.

С целью сокращения сроков и расходов на создание AS-90 при ее конструировании широко использовались агрегаты, механизмы и узлы, хорошо зарекомендовавши себя как в серийно производимых образцах САУ, так и в опытных. В частности, но ней применена созданная ранее упомянутой выше английской фирмой и прошедшая испытания башня GBT с орудием калибра 155 мм. В гусеничном шасси имеется много элементов, заимствованных у английского танка «Челленджер», в том числе гидропневматическая подвеска, допускающая движение вне дорог с высокой скоростью и позволившая (благодаря отсутствию на днище корпуса труб с торсионами) несколько уменьшить общую высоту машины. В качестве силовой установки используется американский восьмицилиндровый V-образный дизельный двигатель «Камминз» VTA-903T мощностью 600 л. с. Западногерманская автоматическая трансмиссия имеет восемь передач переднего хода и две заднего.

Башня самоходной гаубицы AS-90 кругового вращения установлена в кормовой части гусеничного шасси на погоне большого диаметра. В передней ее части на цапфах смонтировано 155-мм орудие со стволом длиной 39 калибров, имеющее такие же баллистические характеристики, что и орудие буксируемой гаубицы FH70, состоящей на вооружении сухопутных войск Великобритании, ФРГ и Италии. Из гаубицы AS-90 можно вести огонь всеми стандартизированными в НАТО 155-мм снарядами. Боекомплект 40 выстрелов, причем 29 снарядов размещены в кормовой части башни на двух конвейерах, обеспечивающих подачу снаряда требуемого типа на приемный лоток, откуда он посылается в зарядную камору гидравлическим досылателем. Подача метательного порохового заряда и закрывание затвора осуществляются вручную.

Поворот башни (со скоростью до 10 град/с) осуществляется электрическими силовыми приводами, а при выходе их из строя - ручными аварийными. Особенностью системы управления огнем является наличие блока автоматического учета угла наклона оси цапф орудия.

На правой и левой стенках башни имеется по одному большому прямоугольному люку, закрываемому бронированной дверью, В башне размещаются четверо из пяти членов экипажа: командир и наводчик находятся справа от орудия (любой из них может вести из него огонь), а два заряжающих - слева. Над сиденьем командира на крыше башни установлены бронированная башенка и 7,62-мм пулемет для стрельбы по воздушным и наземным целям.

Важным достоинством конструкции данной башни GBT считается возможность установки в ней (без проведения переделки) длинноствольной пушки (47 клб), способной стрелять обычными снарядами на дальность до 31,6 км. а снарядом с донным газогенератором - до 41 км.

Гусеничное шасси самоходной гаубицы AS-90 имеет переднее расположение ведущих колес. Впереди, правее места механика-водителя, размещено силовое отделение, оборудованное автоматической системой пожаротушения. Двигатель в едином блоке с трансмиссией может быть снят с машины за 1 ч. В задней части моторно-трансмиссионного отделения установлен топливный бак емкостью 700 л. Вспомогательный дизельный двухтактный двигатель с электрогенератором, питающий все потребители при неработающем основном двигателе, размещен в передней части боевого отделения справа. В кормовом листе корпуса находится большая одностворчатая дверь, предназначенная для доступа экипажа в машину и для пополнения ее боеприпасами. Ходовая часть имеет по шесть больших сдвоенных опорных катков.

Как отмечалось в иностранной печати, первый экспериментальный образец самоходной гаубицы AS-90 был отправлен на войсковые испытания. К середине 1987 года планировалось изготовить еще два образца этой САУ. Большой интерес к AS-90 проявило министерство обороны Великобритании, рассматривающее ее в качестве одной из альтернатив 155-мм самоходной гаубице SP70, разработка которой была в начале 1987 года прекращена. Самоходная гаубица AS-90 принята на вооружение в 1992 году. Стоимость серийного образца AS-90 около 1,5 млн. долларов.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса, т 45
Компоновочная схема переднемоторная
Экипаж, чел. 4-5
Длина корпуса, мм 7200
Длина с пушкой вперёд, мм 9900
Ширина корпуса, мм 3400
Высота, мм 3000
Клиренс, мм 410
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 17
Вооружение
Калибр и марка пушки 155-мм L31
Тип пушки нарезная гаубица
Длина ствола, калибров 39
Боекомплект пушки 48
Углы ВН, град. ?5…+70
Дальность стрельбы, км 24,7; 30 с активно-реактивными
Прицелы электронно-оптический с дневным и ночным каналами
Пулемёты 1 ? 7,62-мм L7
Тип двигателя V-образный 8-цилиндровый дизельный
Мощность двигателя, л. с. 650
Скорость по шоссе, км/ч 55
Запас хода по шоссе, км 370
Удельная мощность, л. с./т 14,4
Тип подвески индивидуальная гидропневматическая
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,87
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м 1,5