http://www.airwar.ru/image/flags_small/usa_small.gif     Boeing Model 21 (NB)

http://www.airwar.ru/image/i/other1/boeing21-i.jpg

Разработчик: Boeing
Страна: США
Первый полет: 1924
Тип: Учебно-тренировочный самолет

Фирма "Boeing" спроектировала двухстоечный биплан Model 21 по заказу ВМФ США в качестве учебной машины первичной подготовки. Самолет отличался широким для того периода центропланом бипланной коробки. Колесное шасси с хвостовым костылем заменялось поплавками. Пилот и курсант сидели в тандемных открытых кабинах. ВМФ США испытали прототип Model 21 под обозначением VNB-1.

Самолет не устраивал флотское руководство, по их мнению, он не очень хорошо подходил для предназначенной ему роли, так как был слишком уж простым в пилотировании и не входил в штопор. В расчете на последующее исправление этих проблем заказали серию в 41 экземпляр под обозначением NB-1. Первый из них поставили 5 декабря 1924 года, но вскоре обнаружилось, что после переделки эти машины могут сваливаться в плоский штопор, выход из которого был практически невозможен. После очередной доработки машины стали вполне приличными. На некоторых NB-1 стояли двигатели Lawrance J-2 или J-4, на нескольких машинах их позднее заменили на звездообразные Wright Whirlwind J-5 мощностью 220л.с.(164кВт).

При следующей поставке еще 30 машин заказали в стандарте NB-2, отличавшиеся от NB-1 установкой оставшихся с войны V-образных двигателей Wright-Hispano типа Е-4 мощностью 180 л.с. (134 кВт). Их установили по заказу ВМФ США, так как огромное количество этих двигателей хранилось на флотских складах.

В попытке улучшить пилотажные характеристики Model 21 фирма "Boeing" сохранила последние два самолета NB-1 для экспериментов. Первым из них стал NB-3 с удлиненным фюзеляжем, измененным хвостовым оперением и двигателем Wright-Hispano Type Е-4. Испытания в середине 1925 года каких-либо существенных улучшений не выявили, и NB-3 переделали обратно в NB-1.

NB-4  использовался для той же цели, что и NB-3, но с более легким двигателем Lawrance. Машина также не показала каких-либо улучшений, и ее переделали в NB-1.

ЛТХ:   
Модификация   Model 21 (NB-1)
Размах крыла, м   11.23
Длина, м   8.76
Высота, м   3.56
Площадь крыла, м2   31.96
Масса, кг
  пустого самолета   969
  максимальная взлетная   1287
Тип двигателя   1 ПД Lawrance J-1
Мощность, л.с.   1 х 200
Максимальная скорость, км/ч   160
Крейсерская скорость, км/ч   145
Практическая дальность, км   483
Практический потолок, м   3110
Экипаж, чел   2
Вооружение:   (для обучения стрелков) турельный 7,62-мм пулемет в задней кабине

http://www.airwar.ru/image/idop/other1/boeing21/boeing21-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/boeing21/boeing21-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/boeing21/boeing21-3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/boeing21/boeing21-7.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/boeing21/boeing21-6.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/boeing21/boeing21-4.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/boeing21/boeing21-5.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other1/boeing21/boeing21-1.gif