В  конце 20-х начале 30-х годов прошлого столетия в СССР стремительными  темпами развивалось танкостроение, танковый парк РККА пополнялся новыми  машинами, как отечественной разработки, так и созданными на основе  зарубежных образцов. Понимая необходимость оснащения бронетанковых  частей боевыми машинами только собственного производства,  правительство  молодой советской России создавало благоприятные условия для  продвижения проектов талантливых инженеров и конструкторов. Одним из  таких инженеров самоучек, был Николай Иванович Дыренков (1898 – 1937),  создатель большого количества образцов бронеавтомобилей,  мотоброневагонов и танков. Многие из его творений так и остались только  на бумаге, некоторые были выпущены лишь в виде прототипов и опытных  образцов, но были среди них и те которые были приняты и запущены в  мелкосерийное производство. Так же он принимал непосредственное участие в  создании корпуса для лёгкого танка А-20. В этой статье мы поговорим об  одном из его проектов, известном как Д-4, так же имевшем названия «танк  Дыренкова»,  ДРС или просто «танк Д».

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1318171038_47bbc8b46d060c48e6b76f9a45e.jpg
           
В  РВС СССР 5 октября 1929 года  Н. И. Дыренковым был представлен проект  среднего колёсно-гусеничного  маневренного танка. Уже 18 ноября комиссией  был заслушан доклад об особенностях данного проекта по результатам  которого было принято решение "Признать целесообразным подвергнуть  испытанию танк системы Д, с каковой целью дать срочный заказ Ижорскому  заводу на 6 опытных экземпляров танка со сроком сдачи первого танка не  позднее 1 апреля 1930 года".  В декабре 1929 года Н. И. Дыренков создаёт  на Ижорском заводе опытно-конструкторское бюро, становится его  руководителем и приступает к реализации своего оригинального проекта,  получившего в 1930 году обозначение Д-4. Согласно расчетам конструктора,  танк должен был иметь боевую массу 12 тонн, при толщине брони от 15 до  20 мм. Вооружение две 45 мм пушки системы Соколова и четыре 7,62 мм  пулемёта ДТ (Дегтярев Танковый), расположенное в двух башнях,  размещенных в передней части корпуса с небольшим смещением по диагонали.  Хотя первоначально предполагалось, что танк будет иметь три башни, но  особенности ходовой части не позволяли увеличить массу машины, поэтому  от трёхбашенной схемы решено было отказаться. Ходовая часть машины  заслуживает особого внимания, она была колёсно-гусеничной, закрытой  снаружи бронеэкраном.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1318171051_779add53c7fff2a33066a75bc3ba96fb_original.jpg

Гусеничный  движитель, на борт, состоял из ведущей звездочки, ленивца и двух катков  большого диаметра, как вариант рассматривалось применение трёх пар  опорных катков малого диаметра, опиравшихся на горизонтальные  пластинчатые рессоры, которые крепились на стальной коробке находящейся  между экраном  и бронекорпусом танка. С внешней стороны экрана, на осях ведущего и  направляющего катков, крепились автомобильные колёса, задняя пара  которых была ведущей. При необходимости  при помощи домкратов приводимых  в действие двигателем, опускалась или поднималась коробка с парами  закрепленных на ней опорных катков тем самым, опуская машину на колеса  или поднимая на гусеничный движитель. Оснащенный реверсной системой танк  мог с одинаковой скоростью двигаться как вперёд, так и назад. Так же  конструкцией было предусмотрена возможность двигаться под водой и  самостоятельного передвижения по железной дороге, для чего под днищем  корпуса были установлены железнодорожные скаты.

Силовая установка  состояла из двух двигателей «Геркулес» мощностью 105 л.с.  По разным  причинам проект затягивался и только в марте 1931 года «танк Дыренкова»  совершил свой первый выезд. Возложенных на него надежд танк не оправдал,  фактический вес составил более 15-ти тонн, что значительно превышал  расчетный, конструкция ходовой части не была тщательно продумана и не  имела запаса для модернизации, мощности двигателей для передвижения с  расчетной скоростью уже не хватало. Танк с трудом мог передвигаться даже  по твёрдому грунту, о возможности перемещения по бездорожью и в боевых  условиях не могло быть и речи. Выяснилось, что трансмиссия машины  ненадежна и требует серьёзной доработки. Однако конструктор к тому  времени был увлечен новым проектом известным как Д-5, и проект Д-4 был  им заброшен. Вскоре все работы по нему были прекращены, танк был  разобран на металлолом.  Как и Д-4 проект Д-5 не был завершен, в ноябре  1931 года был построен лишь макет танка в масштабе 1:1, но 1 декабря  1932 года конструкторское бюро было расформировано. Из докладной записки  Г. Бокеса Начальнику Механизации и Моторизации РККА И. Халепскому: «Вам  уже известен печальный опыт по изготовлению опытного образца танка Д-4,  в результате чего мы не получили машины, а лишь израсходовали около  миллиона рублей народных денег.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1318171178_230611_avtostradnye-agressory-sssr_04-680x500.jpg

Сам  конструктор Дыренков как видно решил, что из этой машины ничего не  выйдет и поэтому конструкцию Д-4 бросил и приступил к  переконструированию танка по типу Д-5. У меня большие сомнения, что из  этой машины что-нибудь выйдет и не будут ли опять потрачены миллионы  рублей и в результате опять, получим коробку с разными не действующими  механизмами. В этом меня убеждает то обстоятельство, что машина Д-5  сохраняет основные механизмы Д-4.» Позже в 1937 году Н. И. Дыренков был  арестован по обвинению в участии в террористической организации и 9  декабря 1939 года был расстрелян.               
                                     
Автор Макс Беляев