Этой статьей мы начинаем новую серию статей о необычных танках и проектах России и СССР.

Все  мы знаем о танках, выпускавшихся в СССР серийно: Т-26, танки серии БТ,  легендарная «тридцатьчетверка» Т-34, ИС-2, но мало кто знает о том, что в  СССР разрабатывалось много проектов гусеничной и колёсной бронетехники,  которые по тем или иным причинам не пошли в серию. В этой статье мы  рассмотрим некоторые из них.

В начале 30-х годов прошлого века  танкостроение переживало времена бурного роста, уроки Первой Мировой  войны заставили по другому взглянуть и оценить роль танка на поле боя,  как самостоятельной боевой единицы, так и в составе подразделения,  вынуждая считаться с этим типом грозных боевых машин. Противопульная и в  дальнейшем противоснарядная броня, огневая мощь и быстроходность  оказали влияние на военные доктрины всех развитых государств.  Советский  Союз не остался в стороне.  По всей стране в опытных КБ, под  руководством талантливых инженеров и конструкторов, создавались  эксперементальные образцы, многие из них так и остались на бумаге,  в  макетах и единственных экземплярах, так и не будучи запущеными в  серийное производство. Но так или иначе все они оказали влияние на  конструкторскую мысль, которая шла дальше. В каждом серийном танке мы  найдем отражение этой мысли.
           
http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1317954792_1311476937_75646056_1282479671_33.jpg

Началом  танкостроения в России и первым русским танком, можно считать детище  штабс-капитана А. А. Пороховщикова. Чертежи этой машины, названой  «Вездеходъ», были одобрены высшим военным начальством и 13 января 1915  года ему было дано разрешение начать постройку опытного образца.  Конструкция «Вездехода» была необычной, сварной корпус опирался на одну  гсеницу из прорезиненой ткани, натянутую на четырех барабанах.  Обтекаемый корпус, многослойная броня суммарной  толщиной 8 мм, делали машину неуязвимой для пулеметного и винтовочного  огня. Постройка, начавшаяся в феврале 1915 года, была завершена почти  через четыре месяца и 18 мая машина вышла на испытания. Вопреки расчетам  боевые и ходовые качества образца не оправдали надежд  А. А.  Пороховщикова. Механизм поворота, установка вооружения, схема размещения  экипажа, требовали серьёзной доработки. Единственным положительным  моментом была скорость, 40 верст в час. В результате на стол  генерал-лейтенанта Коваленко легло донесение следующего содержания: «…  построенный экземпляр “Вездехода” не выказал всех тех качеств, которые  обусловлены докладом № 8101, например, не мог ходить по рыхлому снегу  глубиной около 1 фута (30 см), а испытания хода по воде сделано не  было…”» От дальнейших работ решено было отказатся.

После  Революции в Советской России, молодая Красная Армия остро нуждалась в  танках и бронетехнике. Опыта по созданию отечественных танков еще не  было, образцы покупались  за границей, шеститонный «Виккерс» (Vickers Mk.E)   - в последствии  Т-26, танк Кристи (Christie M1930)  – будущий БТ – 2, «Карден-Лойд»  и  на их базе строились эксперементальные машины. На базе легкого пехотного  танка Т-26 были созданы образцы СУ-5-1 с 76,2 мм полковой пушкой  образца 1902/30 гг, СУ-5-2 с 122 мм гаубицей образца 1910/30 гг СУ-5-3 с  152 мм мортирой образца 1931 г. На базе танкетки «Карден-Лойд» будущей  Т-27 была создана танкетка Т-23, велись работы по разработке Т-25, но  проект так и остался на бумаге. Так же велась работа по изготовлению  десантных танков.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1317954978_230611_avtostradnye-agressory-sssr_03.jpg

Талантливый  конструктор – самоучка Н. Дыренков разрабатывал колёсно-гусеничный танк  «танк Д», ДРС или более известный как Д-4. Первый прототип был выпущен в  1931 году. Танк мог передвигаться как на гусеничном так и на колёсном  ходу. Но из-за сложности и низкой надежности ходовой части, дальнейшие  работы были прекращены. Был разработан новый проект, Д-5, но 1 декабря  1932 года КБ Дыренкова было расформировано. Проводились испытания танка  ТГ, иногда называемого Т-22, что не верно. Были построены опытные  образцы многобашенных танков Т-100 и СМК, но по результатам испытаний в  Зимней войне с белофиннами их конструкции были признаны неудачными и от  серийного производства этих машин отказались.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/thumbs/1317954994_t100_5.jpg

В  суровые годы Великой Отечественной войны работы по усовершенствованию  принятых на вооружение и изобретению новых танков не прекращались ни на  минуту. На базе танка ГАЗ-70, принятом на вооружение как Т-70, был  построен опытный образец Т-80, вооруженный 45 мм автоматической пушкой  20К, пробивающей бронебойными снарядами БР-240 броневой лист толщиной 35  мм с дистанции 1000 метров и пулеметом ДТ. Летом 1942 года был выпущен  прототип летающего танка А-40 или ЛТ «летающий танк» на базе серийного  Т-60. На танк крепилась бипланная коробка крыльев с двухбалочным  хвостовым оперением, имевшая размах 18 метров и общую площадь крыла 85.5  кв. м, по расчетам танк должен был совершать взлет, буксируемый тяжелым  бомбардировщиком ТБ-3РН. При приземлении танк легко освобождался от  крыльев и мог с ходу вступить в бой. Первый полёт состоялся 2 сентября  1942 года, но двигатели ТБ неожиданно стали греться и танк пришлось  отцепить. А-40, планируя, приземлился на ближайшем аэродроме, чем вызвал  немалый переполох, была обьявлена боевая тревога. Так собственно и  закончилась история этого необычного танка. Необходимость в такого рода  машинах к концу 1942 года на фронте была уже невысокой. В 1942 году  инженеры завода №100 разработали и создали образец огнеметного танка  КВ-12, огнемет был расположен в переднем броневом листе на месте  демонтированого пулемёта. В целом машина на испытаниях показала неплохие  результаты, но фронту были нужны серийные КВ-2 и КВ-85. От выпуска  пришлось отказаться.

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/1317955155_958d0996a151fb3a1ec4f59e2da.jpg

Закончилась  и отгремела победным салютом война, советский танк с честью прошел все  её испытания, взламывал стальным тараном оборону противника, или являлся  средством,  цементирующим свои оборонительные позиции. Парадным маршем прошел по  городам освобожденной Европы и вошел в Берлин. Но развитие танкостроения  в СССР шло дальше. В 1959 году был выпущен опытный образец на ленточном  четырёхгусеничном движителе «объект 279» или более известный как  «четырёхгусеничный танк». Танк имел литой криволинейный корпус и  покрывался противокумулятивными экранами. Удачно прошел все испытания,  но по распоряжению Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва проект был  закрыт.   

http://topwar.ru/uploads/posts/2011-10/thumbs/1317955205_279_test.jpg

Автор Макс Беляев