http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo/Mk46-01.jpg

Торпеда Mk.46 (англ. Mark 46) - легкая американская противолодочная торпеда. Данной торпедой оснащаются самолеты и вертолеты морской авиации и надводные корабли. Торпеда Mk.46 также входит в состав морской противолодочной мины Mk.60 «Кэптор». Основная цель, которую поставило командование ВМС США перед разработчиками Mk.46, - создать эффективный образец торпедного оружия против советских подводных лодок, которые в годы холодной войны регулярно подходили во время боевого патрулирования к мелководным берегам своего вероятного противника.

http://www.dogswar.ru/images/stories/ammo/Mk46-02.jpg

В 1956 году в США начали производить противолодочную торпеду Mk.44 mod.0. Легкая Mk.44, общим весом 192,8 кг с осколочно-фугасной боевой частью (34,1 кг), имела электрический двигатель и самонаводящуюся головку с дальностью обнаружения 585 м. Затем ее сменила улучшенная версия модификации «1», в конструкции которой был использован стеклопластик, а гребные винты сделали из легкого алюминия. Хотя Mk.44 имела не вполне удовлетворительные для ВМС США тактико-технические характеристики, она была востребована и некоторое время даже поставлялась на экспорт. В 1960 году начались работы по созданию более современной торпеды - легкой Mk.46 (с пассивно-активной гидроакустической системой наведения). Разработчики нового оружия («Навал Ордене Тест Стейшн» и «Аэроджет Дженерал») смогли вдвое увеличить дальность хода торпеды Mk.46 )по сравнению с Mk.44), глубина подводного хода Mk.46 достигла 450 м (против 300 м у Mk.44), а скорость выросла до 45 узлов (против 30 узлов у Mk.44).

Mk.46 Mod.0

С 1964 года на вооружение Военно-морских сил США начала поступать авиационная противолодочная торпеда Mk.46 mod.0. Она была снабжена пороховым аккумулятором давления и газотурбинной силовой установкой. Торпеда имела два соосных гребных винта противоположного вращения. Система самонаведения была способна обнаружить подводную цель на расстоянии до 1000 м. Длина торпеды составляла 2,67 м, а вес - 257,6 кг. Она имела осколочно-фугасную боевую часть (43,1 кг), дальность хода - 9 км (на глубине 15 м) и максимальную глубину погружения - 450 м. Сброс торпеды осуществлялся с летательных аппаратов (самолетов и вертолетов) при помощи тормозного парашюта. После входа в воду торпеда погружалась на установленную глубину первичного поиска, где включалась система самонаведения (ССН). Всего было изготовлено 1300 торпед. Производство этой модели было прекращено в 1966 году.

Mk.46 Mod.1, Mod.2, Mod.3

В 1965 году ВМС США приняли на вооружение торпеду Mk.46 mod.1. На этой модели усовершенствовали ССН, что повысило вероятность обнаружения подводного противника. Энергосиловая установка (ЭСУ) Mk.46 mod.1 была представлена поршневым пятицилиндровым двигателем мощностью 85 л.с., работающим на жидком унитарном топливе «Отто II». В боевом зарядном отделении был установлен контактно-неконтактный взрыватель Mk.20 с радиусом реагирования 0,6 м. Производство модели было прекращено в 1969 году. Все торпеды Mk.46 mod.0 в 1975 году были доработаны до варианта mod.1. В 1970 году для продажи за рубеж была разработана Mk.46 mod.2 - вариант торпеды Mk.46 mod.1 с улучшенным математическим обеспечением бортовой ЭВМ и новым автопилотом. Торпеда была принята на вооружение в 1972 году. Эти модели были закуплены ВМС Австралии, Бразилии, Великобритании, Италии, Израиля, Испании, Канады, Новой Зеландии, Турции, ФРГ, Франции и Южной Кореи и других стран. Всего было произведено около 3300 торпед. Производство данной модели прекратили в 1981 году. В 1972 году была разработана экспериментальная Mk.46 mod.3, которая в серию не пошла.

Mk.46 Mod.4

В 1976 году на вооружение приняли Mk.46 mod.4 - торпеду для противолодочной якорной мины Mk.60 «Кэптор». Она представляла собой вариант Mk.46 mod.2, доработанный для установки ее в корпусе мины «Кэптор». Mk.46 mod.4 помещалась в контейнер, который являлся корпусом мины и устанавливался на якоре. В нужный момент крышка контейнера отстреливалась, включалась силовая установка торпеды, она выходила из корпуса мины на нужную глубину и начинала поиск вражеской подводной лодки. Дальность хода 4-й модели составляла 11 км. Торпеда выпускалась компанией «Алиант Техсистемз». Всего было произведено около 3500 единиц. В 1987 году производить Mk.46 mod.4 перестали.

Mk.46 Mod.5

В 1979 году поступила на вооружение противолодочная торпеда Mk.46 mod.5. Она была разработана по программе усовершенствования NEARTIP и поступила, кроме США, во флоты стран НАТО, а также Австралии, Бразилии, Индонезии, Ирана, Израиля, Марокко, Новой Зеландии, Пакистана, Саудовской Аравии, Тайваня, Таиланда, Турции и Японии. Mk.46 mod.5 - модернизация торпед типа Mk.46 mod.1 и mod.2. Часть этих моделей были переоборудованы в mod.5 специальными модернизационными комплектами аппаратуры, разработанными «Алиант Техсистемз». Торпеды получили новые: систему наведения (антенну, передатчик и приемник), блок управления и энергетическую установку (которая стала двухскоростной). Сначала поиск цели ССН велся на пониженной скорости, а после ее захвата торпеда переходила для атаки противника на полную скорость.

Благодаря нововведениям длительность поиска увеличивалась приблизительно на 30-50 80_ Контактно-неконтактный взрыватель обеспечивал подрыв боевой части торпеды даже при острых углах встречи с целью. Стоимость одной торпеды Mk.46 mod.5 составляла около 200 000 долларов США. В 1989 году были разработаны несколько дополнительных модификаций торпеды Mk.46 5-й модели. С 1965 по 1991 год было выпущено более 20 000 торпед Mk.46 различных модификаций. Американцы закупили для своих ВМС свыше 10 000 торпед (в том числе 2000 Mk.46 mod.4 для противолодочных якорных мин-торпед «Кэптор»), Остальные торпеды пополнили вооружение ВМС Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Греции, Италии, Турции, Израиля и других стран. В Японии с 1982 года Mk.46 стали производить по лицензии. Несмотря на появление более совершенных торпед, Mk.46 до сих пор стоят на вооружении ВМФ Соединенных Штатов Америки.

Технические характеристики торпеды Mk.46:

Размеры, м:
- длина: 2,7
- диаметр: 0,324
Вес, кг: 230 кг
Боевая часть, кг: 44
ЭСУ: двухскоростная тепловая (однокомпонентное топливо «Отто II»)
скорость хода торпеды, узлы: до 45
дальность хода, м: 11 000 (на глубине 15 м) или 5500 (на глубине 457 м)
глубина хода, м: 6-600
Система наведения: пассивно-активная
Радиус реагирования на цель, м: до 1600