Mitsubishi G4M
Разработчик: Mitsubishi
Страна: Япония
Первый полет: 1939
Тип: Дальний бомбардировщик
2 декабря 1941 г. (всего за пять дней до нападения японцев на Перл-Харбор и вторжения в Юго-Восточную Азию), в Сингапур, бастион Великобритании на Дальнем Востоке, прибыло "Соединение Z" королевского флота Великобритании. Командовал соединением, состоявшим из новейшего линкора "Prince of Wales" и линейного крейсера "Repulse" контр-адмирал сэр Том Филипс. "Соединение Z" представлялось самым грозным препятствием на пути планов Японии по вторжению в Малайю и захвату Сингапура. "Соединение Z" необходимо было нейтрализовать любой ценой, ибо, если оно окажется в непосредственной близости от японских морских конвоев, ущерб, нанесенный английскими тяжелыми орудиями, мог бы стать катастрофическим.
Примерно около полудня 10 декабря 1941 года, базовые бомбардировщики Тип 96 (G3M2 "Nell") и Tип 1 (G4M1 "Betty") 22-го Koku Sentai (воздушной флотилии), вылетевших на пределе своего боевого радиуса со своих баз близ Сайгона во французском Индокитае, подловили английские корабли близ Куантана, на восточном побережье Малайи. Когда 26 бомбардировщиков "Betty" из "Kanoya" Kokutai прибыли на место боя примерно в 12.20 корабли уже были атакованы большой группой бомбардировщиков и торпедоносцев "Nell" из "Genzan" и "Mihoro" Kokutai. Оба судна уже получили повреждения. Новейший "Prince of Wales", в частности, потерял ход и готовился пойти на дно. Линейный крейсер "Repulse", не смотря на свой почтенный 25-летний возраст, с успехом увернулся от 15 выпущенных торпед, без видимых последствий выдержав попадание 250-кг бомбы. И сейчас продолжал вести интенсивный зенитный огонь, пытаясь прикрыть агонизирующего флагмана. Подошедим новейшим бомбардировщикам Тип 1 из "Kanoya" Kokutai предстояло поставить точку в этом бою, прикончив оба британских линкора.
Не в состоянии двигаться, "Prince of Wales" получил свои четыре торпеды, сброшенных самолетами первого и второго Hikotai (эскадрильи) и через час скрылся под водой. "Repulse" также получил попадание одной торпеды, но продолжал бой. После чего, подошедшие самолеты 3-го Hikotai, полностью сосредоточили свое внимание на линейном крейсере. Лидер группы тайи (ст. лейтенант) Haruki Iki, получил 17 попаданий (по всей вероятности, имеются ввиду осколочные или малокалиберные), но уцелел под ураганным огнем линейного крейсера. Два его ведомых оказались не столь удачливы, превратившись в огненные шары, от прямых попаданий зенитных снарядов, но успели-таки сбросить торпеды. Все три торпеды попали в левый борт судна, в то время как остальные самолеты 3-го Hikotai, атаковали с правого борта. Окутанный дымом от множества торпедных попаданий, "Repulse" перевернулся и ушел под воду всего за несколько минут.
Среди основных участников 2-й мировой войны, Япония была уникальна тем, чтобы ее стратегическая авиация подчинялась военно-морскому флоту (IJNAF), а не армейским ВВС (IJAAF). Авиация флота в Японии, как более прогрессивная, лучше оснащенная и более квалифицированная, к началу 2-й мировой войны постепенно вытеснила своих армейских коллег с их традиционных функций. Это было связано, в немалой степени, с бурным развитием Императорского флота в 30-е годы, а также появлению примерно в то же время такого типа самолетов, как "rikujo kogeki-ki (базовые штурмовики), сокращенно "Rikko".
В ходе Второй мировой войны морская авиация в других странах, особенно в Соединенных Штатах, активно использовала базовые бомбардировщики в больших количествах. Тем не менее, большая часть из них являлась несложной модификацией самолетов, предназначавшихся изначально для службы в ВВС. В Японии же IJNAF, как традиционная элита вооруженных сил, сумел занять лидирующие позиции и взять в свои руки стратегическую инициативу.
В 1932 году сёсё (контр-адмирал) Исороку Ямамото, будущий командующий объеденным флотом, начальник технического отдела Морского Бюро аэронавтики (Kаigun Коku Hombu), начал воплощать в жизнь амбициозный трехлетний план, направленный на достижение технологического паритета с Западом по авиации флота, и, как следствие, на развитие японской авиационной промышленности. Благодаря этому в Японии родился целый ряд выдающихся для своего времени конструкций, поднявших японскую промышленность на мировой уровень.
Большинство из этих машин представляли собой стандартные типы самолетов, развившиеся из предыдущих поколений, но появились и новые. Так, в терминологии IJNAF появился тип так называемых "морских штурмовиков" (kogeki-ki), чьей основной функцией была торпедная атака вражеских кораблей. Хотя этот тип машин предполагал нанесение и бомбовых ударов, но существовал и отдельный тип "чистого" бомбардировщика (bakugeki-ki), вооруженного только бомбами.
Детище тёсё (вице адмирала) Shigeru Marsuyama, главы Kаigun Коku Hombu, тип морского штурмовика был задуман как многоместный, многомоторный самолет, способный атаковать боевые корабли потенциального противника торпедами или бомбами далеко в море вдали от своих баз, а также быть в состоянии поддержать с воздуха свой собственный флот в бою с флотом противника.
Marsuyama приказал Ямамото и его подчиненным из технического отдела, провести необходимые исследования и опытно-конструкторские работы в этом направлении. В конечном итоге их работа привела к появлению в 1934 году спецификации 9-shi, которая была выдана компании Mitsubishi Aircraft Company, и появлению первого самолета нового класса, Тип 96 или G3M "96 Rikko", официально принятом на вооружение в 1936 году, позже ставшем известным под названием "Nell".
Цельнометаллический двухмоторный самолет с гладкой обшивкой и убирающимся шасси, "96 Rikko", сразу же дал возможность Императорскому флоту занять одно из лидирующих мест в мире.
Первая серийная модификация "96 Rikko", G3M1 Модель 11, могла нести 800-кг полезной нагрузки на расстояние 1540 морских миль (2800 км). Для сравнения, его ближайший современник, немецкий Heinkel He 111В, могли нести почти в два раза больше бомбовой нагрузки, но только на 1100 км.
В апреле 1936 года, вскоре после формирования "Kisarazu" Kokutai (первого подразделения морской авиации, вооруженного "морскими штурмовиками "96 Rikko"), тайса (капитан 2 ранга) Takijiro Onishi, руководитель инструкторского отдела в Kаigun Коku Hombu, совершил инспекционную поездку по вновь образованному подразделению. Командир "Kisarazu" Kokutai сёса (капитан-лейтенант) Yoshiharu Soga, выразил полное удовлетворение новым самолетом, однако высказал "большому начальнику" и опасения: "Мы не можем позволить себе оставаться довольными собой", сказал он Onishi. "Самолеты, которые являются свежими сегодня, завтра могут превратиться в загнанную лошадь. Я думаю, мы вскоре должны начать разработку преемника "96 Rikko"".
Неофициальные дискуссии относительно преемника Тип 96 начались в середине 1937 года, и уже в сентябре того же года появилась спецификация 12-shi на "базовый штурмовик флота". От тендера на разработку отказались, и техническое задание получила фирма Mitsubishi, автор прошлого удачного проекта "96 Rikko".
Основные требования спецификации 12-shi были следующими: Максимальная скорость: 215 узлов (391 км/ч) на высоте 3000 м; Максимальная дальность: 2600 морских миль (4815 км); Дальность полета с боевой нагрузкой: 2000 морских миль (3700 км); Полезная нагрузка: по существу, такая же, как и у "96 Rikko", 800 кг; экипаж штурмовика: от 7 до 9 человек. Силовая установка: два двигателя "Kinsei" мощностью по 1000 л.с.
Требования выглядели довольно абсурдными, поскольку предполагали значительное улучшение характеристик по скорости и дальности, по сравнению с "96 Rikko" при той же силовой установке. За естественным желанием Kаigun Коku Hombu улучшить динамику самолета при почти маниакальной погоней за еще большей дальностью стояло весьма смутное представление об оперативном применении такого рода самолетов и отсутствии четкого понимания того, как будет развиваться тип "морского штурмовика" в будущем. Но, тем не менее, руководство и коллектив Mitsubishi приняли вызов.
Не будет преувеличением сказать, что самолет, который в конечном счете стал основным базовым бомбардировщиком IJNAF, стал великолепным результатом напряженного труда инженеров Mitsubishi, поставивших себе целью воплотить в жизнь где-то необоснованные требования флота.
Выбор главы команды разработчиков пал на Kiro Honjo. Он был главным конструктором проекта не только "96 Rikko", но и его предшественника, опытного самолета-разведчика, созданного по спецификации 8-Shi. Таким образом, на тот момент Honjo был самым опытным авиаконструктором в Японии в части многомоторных самолетов. После рассмотрения всех требований спецификации, Honjo к выводу, что единственный приемлемый способ удовлетворить чрезмерные требования флота по дальности, это применить четырехмоторную компоновку.
На первой конференции по планированию разработки новой авиатехники между компанией Mitsubishi и представителями флота, Honjo выступил с просьбой о пересмотре спецификаций, настоятельно призывая принять четырехмоторную конфигурацию нового "морского штурмовика". Перед началом заседания Honjo на доске мелом набросал эскиз четырехмоторного штурмовика. Однако на предложение Honjo сёсё (контр-адмирал) Misao Wada, глава технического отдела Kаigun Коku Hombu, и председатель конференции, ответил в крайне резкой форме:
"…Военно-морской флот в состоянии сам решать вопросы оперативного планирования! Mitsubishi нужно просто молчать и строить двухмоторный штурмовик в соответствии с техническим заданием флота. Немедленно стереть рисунок с доски!.."
Так закончилась попытка создать современный тяжелый бомбардировщик в Японии. А жаль, окажись Misao Wada более дальновидным, возможно Японский флот получил бы 4-моторный тяжелый бомбардировщик, отсутствие которого в составе авиации Восходящего Солнца в конечном итоге дорого обошлось Империи.
Однако, тем не менее, предложение Honjo все же отложилось в голове у руководства IJNAF, поскольку в 1937 году, в тайне от Mitsubishi (видимо, чтобы сохранить лицо), Kаigun Коku Hombu неофициально обратился к фирме Nakajima для проработки варианта следующего поколения "морского штурмовика".
После своего назначения в октябре 1937 года главой технического отдела Kаigun Коku Hombu, сёсё (контр-адмирал) Misao Wada поручил руководству Nakajima в тайне приобрести прототип четырехмоторного транспортного самолета Douglas DC-4E, а также лицензию на его производство в Японии якобы для использования коммерческой авиакоманией. Якобы приобретены для коммерческого использования компанией "Dai-Nippon Airline". В результате длительных переговоров с американской фирмой Douglas, образец DC-4E был доставлен в Японию, чтобы служить в качестве эталона-образца при проектировании первого в Японии 4-моторного "морского штурмовика", который в конце концов стал известен как G5N1 "Shinzan" ("Liz"). Проект, однако, оказался провальным, было выпущено всего 6 предсерийных "Shinzan", которые служили в годы войны лишь как транспортные самолеты.
Одной из основных проблем проекта 12-shi Rikko была установка 20-мм пушки в хвостовой оборонительной позиции. Это требование было включено в дополнительную спецификацию, выданную Mitsubishi 3 декабря 1937 года, и было результатом суровых уроков, извлеченных в боях во время необъявленной войны с Китаем, начавшейся тем летом, когда подразделения бомбардировщиков G3M становились легкой добычей китайских истребителей.
Решение об установке авиационной пушки в хвостовой позиции было принято в апреле 1938 года. Осталось найти пушку. Производимая в небольших количествах в Японии 20-мм "тип 94", являющаяся попыткой японцев скопировать швейцарскую "Oerlikon" AL, разработанную еще в 1930 г, и являвшуюся прямой наследницей пушки "SEMAG" L, была слишком громоздкой, с низкой скорострельностью и малой прицельной дальностью, и не устраивала флот. Тогда осенью 1937 года была закуплена лицензия на швейцарскую 20-мм авиационную пушку "Oerlikon FF", производство которой было организовано на фирме "Dai-Nihon Heiki KK" как в фиксированном, так и в турельном вариантах. Этой пушкой планировалось оснащать как морские, так и армейские самолеты Императорской Японии. Однако попытка адаптации "швейцарского качества" японским технологическим реалиям сыграла злую шутку. Организация производства и доводка пушки заняла больше полутора лет. Автоматика постоянно давала сбои, ствол перегревался и быстро выходил из строя. В результате, на первых порах японская копия знаменитой швейцарской пушки несколько уступала оригиналу и немецкому аналогу MGFF в темпе стрельбы (490 выстр/мин по сравнению с 530 у оригинала). В этом виде авиапушка была принята на вооружение флота под названием "Тип 99 Модель 1". Отдавая должное японским оружейникам, надо отметить, что в ходе войны это оружие было доведено до приемлемых характеристик. На момент же конца 30-х годов приходилось констатировать, что пушка "Тип 99 Модель 1" была далека от ожиданий как армии, так и флота. Флотское руководство, скрепя сердце, смирилось с этим, приняв ее на вооружение, армейцы же от нее отказались, сосредоточив свои усилия на разработке собственного орудия. Итог, правда, оказался еще хуже, чем у моряков. Оригинальная разработка Ho-1/Ho-3 как авиационное вооружение вообще никуда не годилась, а попытка переделки 12.7-мм пулемета Ho-103 – копии американского М2 – под 20-мм патрон увенчалась успехом лишь в конце 43 года принятием на вооружение превосходного, но слишком запоздавшего орудия Ho-5.
В конечном итоге пушечную турель разместили в остекленной кабине позади хвостового оперения, в результате новый самолет получил толстый, но обтекаемый фюзеляж, который многим напомнил сигару, откуда впоследствии G4M получил у летчиков прозвище "сигара" или "hamaki" по-японски. Kiro Honjo и его команда конструкторов, правда, дали более поэтичное прозвище своему творению – "namekuji" - "пуля".
Ограниченные требованиями спецификации двухмоторной компоновкой, конструкторы столкнулись с серьезной проблемой в поиске места для 4900 литров топлива, которые должны быть залиты в бомбардировщик. Решение Kiro Honjo заключалось в том, чтобы использовать интегрированные топливные баки. Для облегчения этой задачи крыло самолета имело двухлонжеронную конструкцию, замкнутую в коробку силовыми элементами обшивки, обеспечивавшую жесткость крыла на кручение. Внутреннее пространство, образующейся при этом коробки было герметизировано и образовывало огромный топливный бак, обшивка же крыла являлась верхней и нижней стенками бака.
Kiro Honjo, справедливо считал, что такая конструкция будет чрезвычайно уязвима для огня противника. Использование же обычных топливных баков с традиционными средствами защиты их в виде протектирования резиной и средствами пожаротушения, примерно на треть снижало бы запас топлива. Однако представители IJNAF, как это было и будет еще не раз, проявили удивительное упрямство и недальновидность, не желая поступиться требованиями дальности полета, взяв на себя все риски, связанные с такого рода конструкцией.
Упрямство флотского командования в этом плане было немым свидетельством той доктрины, которая в той или иной степени прослеживалась в течение всей Тихоокеанской войны – достижение цели любой ценой, не считаясь с потерями. Достижению этих задач было принесено в жертву все, и живучесть самолета, и весьма умеренная масса боевой нагрузки, а уж жизни экипажа вообще не брались в расчет. Все это считалось не существенным. Эта точка зрения, казалось бы, была оправданна в Китае, где сочетание большой рабочей высоты бомбардировщиков, хорошая дисциплина и высокая квалификация экипажей, относительно слабое сопротивление китайской авиации и, самое главное, внедрение эффективного истребительного сопровождения резко сократили потери в бомбардировщиках. Флотскому командованию казалось, что эти меры были достаточными, чтобы потери в бомбардировочной авиации оставались на допустимом уровне, но выводы сделанные на основе опыта воздушной войны в Китае в конечном результате привели к фатальным последствиям для многих экипажей бомбардировщиков в грядущих сражениях Второй мировой. Но все это было в будущем.
Одним из успехов Honjo была его победа над упертыми военными, когда он сумел настоять на замене явно недостаточных 1000-сильных двигателей Kinsei, указанных в спецификации на значительно более мощные радиальные Kasei, которые на тот момент разрабатывались на Mitsubishi. Новый двухрядный 14-цилиндровый перспективный мотор проходил испытания в сентябре 1938 года. Расчетная мощность его на взлетном режиме составляла 1530 л.с., что обещало значительное улучшение характеристик будущей машины.
23 октября 1939 года, прототип "морского штурмовика" "12–shi" отправился в свой первый испытательный полет с аэродрома Kagamigahara, к северу от Нагои. В состав экипажа входили летчики-испытатели Mitsubishi Katsuzo Shima и Harumi Aratani. Незначительные проблемы были замечены лишь в части управления самолетом, в целом же машина вела себя в воздухе превосходно, поэтому решение пилотажных проблем оставить "на потом" и первая машина была принята на вооружение IJNAF 24 января 1940 года.
27 февраля 1940 года начались испытания второго прототипа, на котором была несколько увеличена площадь вертикального оперения, а элероны были оснащены триммерами. В процессе испытаний были внесены небольшие усовершенствования в рулевое управление, после чего пилоты Mitsubishi выразили полное удовлетворение поведением самолета и 15 марта прототип был передан на испытания военным летчикам IJNAF.
В ходе испытательной программы, G4M1 достиг максимальной скорости свыше 240 узлов (437 км/ч), значительно превысив требования спецификации, а максимальная дальность без нагрузки достигла 3000 морских миль (5460 км), что также было больше требований. Представители флота были в восторге.
Казалось бы все было готово для того, чтоб запустить в серию новый "морской штурмовик" весной 1940 года, но события в Китае вмешались в эти планы. 17 мая 1940 года, IJNAF начал Операцию 101 - четырехмесячное воздушное наступление на временную китайскую столицу Чунцинь и другие цели в провинции Сычуань, в частности, г. Chengtu, в которых участвовало до 130 бомбардировщиков G3M. Эти цели лежали на пределе радиуса действия бомбардировщиков и, естественно, истребители флота А5М не могли оказывать им поддержку. Итогом этих налетов стало резкое увеличение потерь среди экипажей "96 Rikko". Анализ этих потерь показал, что в первую очередь погибали бомбардировщики, находящиеся по краям группы, так как они были не прикрыты огневой поддержкой соседних экипажей. Тогда-то командование IJNAF и обратило внимание на феноменальные данные нового опытного "морского штурмовика" "1-Rikko", в связи с чем возникла идея создания на его базе "эскортного истребителя", своего рода летающей огневой точки. Этому также способствовал тот факт, что после понесенных в Китае огромных потерь в "96 Rikko", их требовалось быстро восполнить, а внедрение в серию новой машины, пусть и более совершенной, неминуемо сказалось бы на снижении объемов производства. Поэтому было принято решение о запуске в ограниченную серию версии истребителя сопровождения на базе G4M1.
Руководство фирмы Mitsubishi энергично возражало против этой идеи, справедливо полагая, что даже хорошо вооруженный тяжелый самолет не будет являться надежной защитой против истребителей, но флот, как всегда проявил настойчивость в отстаивании своего решения, и вскоре выдал заказ на изготовление серии из 30 машин в исполнении "эскортного истребителя". Самолет получил обозначение "12-Shi Rikujo Kogeki Ki Кai" (Базовый морской штурмовик модифицированный 12-Shi) или короткое обозначение G6M1. От базовой конструкции G6M1отличался наличием на месте бомбоотсека большой гондолы с дополнительными 20-мм пушками и частичной защитой топливных баков.
Первые два G6Ml были завершены в августе 1940 года, и, как и предполагали специалисты Mitsubishi, самолет не оправдал ожиданий. Летно-тактические характеристики машины сильно пострадали из-за возросшего сопротивления, создаваемого массивной гондолой с пушками, кроме того по мере выработки горючего в дальних рейдах очень сильно менялась центровка самолета. Так же как и американцы, понявшие позднее из своих экспериментов с такой же идеей самолета сопровождения – прототипов современных "ганшипов" - YB-40 и ХВ-41, японцы осознали, что G6Ml оказались слишком далеки от базовой конструкции Rikko, чтобы держать строй вместе с формациями бомбардировщиков на обратном пути. Тем не менее, к этой идее японцы постоянно возвращались до самого конца войны. И в армии и во флоте почти каждый новый бомбардировщик пытались модернизировать в эскортный летающий крейсер.
По иронии судьбы, в августе 1940 отправился в первый полет новый палубный истребитель Mitsubishi Тип 0, или "Rei Sen", A6M, знаменитый Zero. Новый истребитель обладал феноменальной дальностью полета и мог сопровождать формации бомбардировщиков на всем пути в ходе налетов на города Китая. И после первого же боя с участием Zero 13 сентября 1940 под Чунцином, карьера G6M1 как эскортного истребителя закончилась. Позднее пушечная гондола под фюзеляжем была снята и японский "ганшип" был приспособлен для учебно-тренировочных задач при переучивании экипажей морской базовой авиации на новые бомбардировщики G4M1. В этом качестве самолет, обозначенный, как "Тип 1 Большой Базовый Тренер Модель 11" или G6M1-K, также продержался не долго.
Позже, большинство из этих 30-ти машин были модернизированы в транспортные, с экипажем из 5 человек и салоном на 20 пассажиров. Принятые на вооружение в октябре 1941 года, как "Тип 1 Базовый транспорт Модель 11" (G6M1-L), они были задуманы для десантирования парашютистов, но летали лишь как командные или штабные.
Серийное производство
В конце концов, первые серийные бомбардировщики G4M1 начали сходить с конвейера в декабре 1940 года. У серийных экземпляров взлетный вес увеличился с 6480 кг у первого прототипа до 7000 кг. Самолет развивал максимальную скорость в 231 узлел (420 км/ч), и мог преодолеть с полной нагрузкой 2315 морских миль (4210 км). Его боевой радиус действия значительно превышал показатели всех современных ему зарубежных двухмоторных бомбардировщиков и практически был равен четырехмоторным тяжелым. Войсковые испытания, проводимые в "Yokosuka" Kokutai прошли гладко, и G4M1 был официально принят на вооружение IJNAF 2 апреля 1941 г. как "Базовый штурмовик флота Тип 1 модель 11".
С марта 1942 года, на G4M1 начали устанавливать высотные двигатели Kasei Модель 15 вместо Модель 11. Впервые эту замену произвели на 241 серийном экземпляре (серийный номер 2241) Официально обозначение этой модели не меняли, оставив старое "Модель 11", однако часто его ошибочно называли "Модель 12". В августе 1942, с 406-го экземпляра (серийный номер 2406), этот вариант стал стандартным, хотя внешне две модификации ничем не отличались друг от друга.
Предпринимались энергичные попытки повысить живучесть нового бомбардировщика. Так крыльевые топливные баки попытались оснастить системой заполнения СО2, однако, вскоре от этой идеи отказались, ввиду ее абсолютной неэффективности – даже минимальное повреждение обшивки крыла, являющейся стенками бака, приводило к утечке бензина наружу, от возгорания которого углекислый газ не спасал. На 663-м экземпляре (сер. № 4663, построенный в марте 1943), на нижнюю наружную поверхность крыла установили резиновый лист 30-мм толщины, эдакий экзац протектор. Это варварство с точки зрения аэродинамики привело лишь к уменьшению крейсерской скорости G4M на пять узлов (9 км/ч) и боевого радиуса на 170 морских миль. Верхние поверхности крыльевых баков остались незащищенными.
Две небольшие бронепластины толщиной 5 мм были установлены по бокам хвостовой пушки, их цель была в том, чтобы защитить боекомплект пушки, а не стрелка! Они также оказались бесполезными, так как не могли остановить даже 7,7-мм пули, и, как правило, удалялись сразу же по приходу новых самолетов в боевые части.
Другие изменения включали добавление коков винтов, небольшое удлинение выхлопных коллекторов двигателей, а с весны 1943 года, кабина хвостового стрелка получила "обрезанный" конус остекления для увеличения секторов обстрела пушки. В августе 1943 года кабина хвостового стрелка была полностью переработана. Введена широкая амбразура пушки по образцу американских стрелковых установок. Наконец, в сентябре 1943 года с 954 экземпляра (сер.№ 5954) были введены индивидуальные реактивные выхлопные патрубки вместо общих коллекторов.
Производство модели 11 закончились в январе 1944 года после выпуска 1170 экземпляров бомбардировщика G4M1, 30 G6M1 и двух прототипов, освободив место на конвейере для версии G4M2.
Модификация G4M2 по существу отличалась от поздних G4M1 лишь заменой двигателей на более мощные Kasei Модель 21 с системой впрыска водно-метаноловой смеси, взлетной мощностью 1850 л.с. в мотогондолах измененной формы с индивидуальными патрубками и четырехлопастными винтами вместо трехлопастных.
Первоначально версия получила обозначение "Moдель 12", впоследствии измененное на "Модель 22". Также было усилено вооружение самолета. Еще в ноябре 1941 года на G4M1 планировалось заменить ручную турель с 7.7-мм пулеметом "на спине" самолета на механизированную башню с 20-мм пушкой. Однако доводка башни затянулась и внедрена была лишь на новой версии "Betty" в начале 1944 года.
Взлетный вес нового самолета увеличилсядо 12500 кг с 9500 кг на G4M1.
Крылья G4M2 были полностью переработаны, более толстому крылу придали профиль, близкий к ламинарному. Внутренний запас топлива был увеличен до 6490 литров, которое как и прежде размещалось в интегрированных крыльевых баках, имевших ограниченную защиту из резины на нижней поверхности. Горизонтальное оперение увеличенной площади было усилено. Хвостовое колесо было первоначально сделано убирающимся, но в процессе производства от его уборки отказались, зафиксировав в выпущенном положении.
Остекленный носовой конус с 7,7-мм пулеметом стал подвижным, с возможностью вращения +\-40 градусов в стороны и +\-45 градусов вверх/вниз. Площадь между носовой кабиной и лобовым стеклом кабины летчиков получила обширное остекление, где было предусмотрено место для двух дополнительных 7,7-мм пулеметов для стрельбы в стороны. Бортовые блистеры с 7.7-мм пулеметами, характерные для модели G4M1 были заменены плоскими сдвижными стеклянными панелями. Хвостовая пушечная установка была унаследована от поздних серий "Модели 11". Броневая защита была также несколько усилена, если так можно назвать 10 мм небольшую плиту, установленную позади верхней башни.
Первый полет прототипа G4M2 (серийный № 2001) состоялся 17 декабря 1942 года, вскоре взлетели еще три прототипа. Испытания показали, что максимальная дальность составила рекордную цифру в 3031 морских миль – 5500 км. Его максимальная скорость составила 236 узлов (430 км/ч).
Первая предсерийная машина, она же пятый прототип, Модель 22, сер. №2005, была завершена в июле 1943 года, и вместе с шестой машиной, была оставлена для дальнейших испытаний из-за многочисленных проблем, выявленных в процессе переработки конструкции. Наиболее серьезной из них была вибрация двигателей Kаsei 21, которая никогда не была полностью решена.
Примерно с 65-го серийного экземпляра G4M2 стал оснащаться выпуклыми створками бомбоотсека, но в боевых частях их, как правило, снимали. Начиная со 105-го экземпляра модели 22 (сер. № 2105) снизу носового конуса начали устанавливать плоскую прозрачную панель, не дающую искажений, что облегчало бомбардиру работу во время ночных рейдов.
Как и G4M1, новая модель "Betty" выпускалась в большом количестве вариантов.
"Модель 22 Ко" оснащалась поисковым радаром "Type 3 Ku Мodel 6 (H6)", а его 7.7-мм пулеметы по бортам были заменены на 20-мм пушки Тип 99 модель 1. Боковые сдвижные панели, закрывавшие амбразуры пушек были переработаны, правая была смещена ближе к корме. На варианте "Модель 22 Оtsu" башенная 20-мм пушка Тип 99 модель 1 была заменена более совершенной Тип 99 модель 2 с удлиненным стволом и ленточным питанием вместо барабанного.
22 мая 1944 года взлетел первый "Betty" (сер. № 2501), оснащенный двигателями Kasei Mодель 25, которые отличались от Kasei Модель 21 уменьшенным передаточным отношением редуктора в целях решения проблемы вибрации. Испытания его показали некоторое увеличение скорости - до 243 узлов (442 км/ч). Вариант был запущен в производство как "Тип 1 Модель 24 (G4M2A). Другие изменения, внесенные в эту версию включали в себя капоты двигателей с отдельными воздухозаборниками карбюратора сверху и несколько измененными створками бомболюка. Во всех других отношениях, самолет был идентичен "модели 22".
Вариант G4M2A "Модель 24 Ко", оснащались радаром и 20-мм пушками в боковых установках, как на "Модели 22 Ко". "Модель 24 Оtsu" сменил свои пушки Тип 99 Модель 1 в верхней башне на длинноствольную Тип 99 Модель 2, так же как на "Модели 22 Оtsu". На "Моделе 24 Hei" 7,7-мм пулемет в носу был заменен на крупнокалиберный 13.2-мм "Тип 2", который размещался в носовом обтекателе вместо антенны РЛС, которая была передвинута выше.
"Модель 24 Tei" (G4M2E) был предназначен для подвески пилотируемой бомбы МXY 7 "Ohka". У него были удалены створки бомбоотсека для размещения "Ohka". Также, согласно записям фирмы Mitsubishi, эта версия имела бронирование кабины пилота и фюзеляжного топливного бака. Противопожарную защиту крыльевых баков обеспечивали полости в стенках бензобака куда был закачан тетрахлорида углерода, - тяжелая жидкость, которая вступала в реакцию с горящим топливом, сопровождаемую активным замещением кислорода хлором, тем самым прекращая процесс окисления/горения. Правда при этом начиналось активное выделение ядовитого хлора, так что экипаж самолета избежав участи сгореть заживо, рисковал погибнуть от отравления хлором.
В небольших количествах строились - "Модель 25" (G4M2B), оснащенный двигателями Kasei модель 27; модель 26 (G4M2C) - Kasei Модель 25 Оtsu с непосредственным впрыском топлива; и модель 27 (G4M2D) с двигателями Kasei Модель 25 Ru с турбонаддувом производства Военно-морского арсенала.
Всего было выпущено до июня 1945 года 429 штук G4M2 и 713 G4M2A включая опытные модели и прототипы.
G4M3 была последней серийной моделью введенной в строй. Эта версия отличалась усиленным бронированием, и защитой топливных баков, вследствие чего имела самый малый радиус действия из всех модификаций. Структура крыльев была переработана с с применением одного лонжерона, и небольшими зализами в корневой части крыла. Первый прототип, серийный № 3001, оснащенный двигателями Kasei Модель 25, был поднят в небо в первый день нового, 1944 года. При отсутствии наружных резиновых протекторов на нижней внешней стороне крыла, "Модель 34" достигла максимальной скорости 259,7 узлов (473 км/ч). Все 7,7-мм пулеметы были заменены на 20-мм пушки, в то время как расположение хвостовой пушки было полностью скопировано с хвостовой турели трофейного Boeing B-17E. Это сократило общую длину фюзеляжа, изменив при этом центровку самолета. Для компенсации этого, пришлось заметно увеличить угол установки стабилизатора .
Версия, обозначенная как "Тип 1 Модель 34 Ко" (G4M3A), пошла в производство в октябре 1944 года. Однако выпуск самолетов этой модели был значительно затруднен из-за сильного землетрясения и воздушных налетов американцев в районе Нагои. Общее число "Модель 34", выпущенных в Нагоя до конца войны, оценивается, всего в 90 машин, в то время как завод Mitsubishi в Misushima, в префектуре Окаяма до капитуляции успел построить лишь один экземпляр G4M3A.
Подварианты 3-й модификации "Betty" включали "Модель 34 Оtsu", которая была изменена идентично ранее упомянутым "Модель 22 Оtsu" и "Модель 24 Оtsu". "Модель 34 Hei" была также модифицирована аналогично "Модель 24 Hei". Наконец, конструкция Mitsubishi "Модель 37" была оснащен турбо-наддувом.
Общий объем выпуска бомбардировщика "Тип1 Rikko" оценивается в 2435 штук.
К началу 1941 года в составе IJNAF насчитывалось шесть Kokutai "морских базовых штурмовиков". Каждый Kokutai, имел собственное название по месту своего постоянного базирования в мирное время.
"Kisarazu" и "Kanoya" Kokutai были самыми старыми. Впервые они вступили в бой в августе 1937 года, имея на вооружении бомбардировщики "96 Rikko", и справедливо гордились своей историей. Начиная с 1938 года "Kisarazu" Kokutai, начал переориентироваться на учебно-тренировочные функции и полностью стал учебным подразделением с января 1940 года, базируясь на своей родной базе на восточном побережье Токийского залива.
Имея длинные взлетно-посадочные полосы, аэродром в Kisarazu был идеален для эксплуатации крупных самолетов и большинство экипажей бомбардировщиков морской авиации конца 30-х – начала 40-х прошли обучение на авиабазе Kisarazu. "Kanoya" Kokutai, оставался боевым подразделением на своей одноименной базе на южном побережье острова Кюсю.
Южный форпост Империи охранял "Takao" Kokutai, который был основан в Takao (Kao-hsiung) на острове Тайвань (Формоза), который был частью Японской империи с 1895 года. "Chitose" Kokutai охранял север Империи со своей базы на острове Хоккайдо. Два новых подразделения морских бомбардировщиков были сформированы в конце 1940 года, "Mihoro" Kokutai на севере Хоккайдо и "Genzan" Kokutai на Genzan (Wonsan) в Корее, также являющейся частью Японской империи с момента ее присоединения в 1910 году и известной в то время, как провинция Чозен.
Для того, чтобы сосредоточить растущие IJNAFв рамках единого, стратегического командования, 15 января 1941 г. был образован 11-й воздушного флот (Коku Kantai), в подчинение которого поступили все подразделения "морских штурмовиков". 10 апреля 1941 были сформированы два дополнительных Kokutai - 1-й и 3-й . Это были tokusetsu (специальные подразделения) Kokutai, учитывая их численные обозначения и сформировали для конкретных операций на временной основе. Первый Kokutai образован при "Kanoya", а третий Kokutai при "Takao".
Кokutai, часто обозначаемый сокращенно "Кu", был основной тактической единицей IJNAF берегового базирования. Состоящий из 3 – 4 hikokitai (буквально, "эшелон самолетов"), обычно сокращенно - hikotai, или "летающие эшелон" с самолетами и экипажами, а также различными наземными службами сервиса. Фактически, kokutai был полностью самостоятельной мобильной единицей воздушного флота. Обычно на западе понятие kokutai переводят как "Corp", транслируемый на русский язык, как "корпус", что не вполне корректно, поскольку в российском понимании корпус – это огромное соединение самолетов, насчитывающее сотни самолетов в составе нескольких авиадивизий. По смыслу же, численному составу, функциям и организационной структуре kokutai был наиболее близок к российскому авиаполку или, в некоторых случаях, к авиадивизии.
Весь персонал в kokutai были организован в "эскадрильи", называемые buntai. В составе hikotai, каждый buntai состоял из необходимого числа летного состава и наземных служб на один chutai (эскадрилью) самолетов. Количество военнослужащих в buntai варьировалось в зависимости от миссии и типа эксплуатируемого самолета.
Флотские летчики, как правило, использовали термины buntai и chutai как синонимы, но, строго говоря, buntai подразумевал только людей в эскадрилье, в то время как chutai –лишь матчасть и тактическое подразделение в воздухе. Таким образом, "hikotai" в привычном русскому человеку понятию "эскадрилья" включал в себя и матчасть (самолеты, наземная техника), и летный состав, и наземный персонал. Командир эскадрильи - buntaicho (buntai лидер) на земле, в бою, в воздухе становился chutaicho.
Штатный состав chutai "морских штурмовиков" обычно составлял девять самолетов, плюс три в резерве.
Самым маленьким тактическим соединением был shotai (звено) из трех самолетов. Число shotai в hikotai варьировалось, но обычно составляло от трех до шести. Старший офицер hikotai - hikotaicho, как правило, сёса (капитан-лейтенант). Над ним был, так называемый, "офицер воздуха" или hikocho, как правило, тюса (капитан 3-го ранга). Hikocho как правило был вторым по должности в kokutai. Командиром же kokutai был kokutaicho которые обычно был в звании тайса (капитана 2-го ранга).
В мае 1941 года "Takao" kokutai, считаясь наиболее подготовленным, стал первым подразделением "морских штурмовиков", которые получили на вооружение новые машины "1 Rikko". В течение июля и августа несколько G4M1 получил "Kisarazu" kokutai для учебных целей. Это позволило начать готовить экипажи к боевому применению G4M.
Боевой дебют
"Операция 101" в 1940 году научила японцев, что коллективная воля гражданского населения способна противостоять воздушной мощи. Хотя японские самолеты практически господствовали в небе над Китаем, правительство Чан Кай-ши не выстазывало ни малейшего желания просить мира.
В июле 1941 года IJNAF предприняли очередное воздушное наступление на Китай под названием "Операция 102", сконцентрировав для этого весь 11-й воздушный флот - около 180 базовых бомбардировщиков, которые были временно размещены на базах вокруг Ханькоу для очередного раунда интенсивных налетов на объекты в провинции Szеchwan, концентрируясь еще раз на городах Чунцинь и Чэнду.
В это время отношения между Японией и Соединенными Штатами стали быстро портиться, и японцы решили одним массированным ударом покончить с Китаем, чтобы развязать себе руки для предстоящего столкновения с США.
В рамках этого развертывания, "Таkао" kokutai влетел в Ханькоу 25 июля, имея в своем составе 30 новейших бомбардировщиков G4M1. Через два дня они приняли участие в своей первой боевой операции, когда "Операция 102" началась с налета на Чэнду, но китайцы не оказали никакого сопротивления в воздухе.
После первого появление в Китае новых истребителей А6М прошлым летом 40-го, показавших полное превосходство в воздухе над любым китайским самолетом, китайцы намеренно избегали боя с новым истребителем. Воздушная война в небе Китая теперь напоминала игру в кошки мышки. Японцы предпринимали различные хитрости, чтоб выманить и подловить китайские самолеты в воздухе. Китайцы же появлялись в небе лишь тогда, когда были уверены, что не встретят в воздухе японских истребителей.
Японцы, например, предполагали, что если "Рей-сены" появятся над китайскими аэродромами перед рассветом, их было бы невозможно идентифицировать с наблюдательных постов и китайцы вполне вероятно примут их за бомбардировщики, тогда с рассветом можно будет подловить китайские истребители на взлете. Но как бы ни были квалифицированы японские летчики-истребители, они не могли долго держать курс в ночное время в ходе длительного перелета. Появление новых бомбардировщиков Тип 1 казалось решало этот вопрос.
Бомбардировщики Тип 1, в отличие от более старых и медлительных "96 Rikko", могли держать крейсерскую скорость в 170 узлов, то есть примерно столько же, как и А6М, что позволяло формации бомбардировщиков быть лидерами сопровождавших их истребителей. Таким образом, "Таkао" kokutai должен был осуществлять навигацию для "Зеро", а основная масса G3M других подразделений должна была подойти к цели позднее.
В более широком контексте "Операции 102", этот план был обозначен как "Операция O-gо", и проходила несколько дней по 11 августа. В предыдущий день, 10.08.41.
20 "Рей-сенов" 12-го kokutai влетели с передовой базы в Ичан, находящейся ближе всего к китайским позициям. Девять "1 Rikko", "Таkао" kokutai под командованием тюи (лейтенанта) Yogoro Seto покинули Ханькоу в 01.35, уже 11-го августа, и взяли курс на Ичан. Группа бомбардировщиков, достигнув Ичана, прошла над самой землей, после чего "Рей-сены" взлетели в полной темноте и пристроились рядом с G4M. Два бомбардировщика и четыре истребителя затем отделились от основной группы для отвлекающего удара по Ханьчжонгу и Гуанчжуну, но остальные направились к основной цели, Ченду, прибыв туда в 05.05.
Китайцы получили предупреждение о приближении японских самолетов как раз вовремя для того, чтобы убрать бомбардировщики Туполев СБ 1-го и 2-го Da Dui (группы), со своей базы Wen Chang перед самым появлением японцев. Но ожидавшие встретить в воздухе лишь японские бомбардировщики, на перехват поднялись истребители И-153 4-го Da Dui со своей базы в Shuang Lui.
Шесть И-153 успели подняться в воздух в 05.30, минимум четыре "чайки" прибывшие "Зеро" расстреляли на земле. На аэродроме Wen Chang они уничтожили два неисправных СБ. Экипажи "Betty" и "Zero" доложили о пяти уничтоженных в воздухе И-153. Китайские записи указывают на двух погибших пилотов, третий ранен в бою и позже умер от травм, полученных при аварийной посадке, а четвертый разбился при попытке приземлиться на неисправном истребителе. Японцы в том бою потерь не имели.
"Тип 1 Rikko", действуя только в качестве лидеров для "Зеро", летели без бомб, так что китайский аэродром особо не пострадал. Что примечательно отметить об операции "O-go" так это выдающийся уровень летного мастерства у летчиков IJNAF, особенно летчиков-истребителей. Расстояние от Ичан до Чэнду было больше, чем расстояние от британских авиабаз до Гамбурга, и полет ночью на одноместном истребителе для 1941 года явилось настоящим подвигом.
Для двухмоторных "Тип 1 Rikko", летящих прямо из Ханькоу, расстояние было без малого на 100 км дальше, чем от Лондона до Берлина - убедительное напоминание, что в вопросах расстояния, воздушная война в Азии была того же порядка сложности, если не выше, что и в Европе несколько лет спустя.
"Операцию 102" первоначально планировалось провести за три месяца, но ситуация на Дальнем Востоке за пределами Китая быстро приближалась к столкновению с США. В июле 1941 года японские войска, пользуясь поражением Франции в Европе, атаковали южный Французский Индокитай, и Соединенные Штаты в ответ заморозили все японские активы в США, а вместе с голландцами и Британским Содружеством, прекратили все поставки иностранной нефти.
Хотя эти действия Запада были направлены на сдерживание японской агрессии, но достигли лишь совершенно обратного эффекта. Японцы приступили к детальному планированию захвата Голландской Ост-Индии, богатой нефтяными и другими месторождениями при помощи силы. "Операцию 102" была прекращены досрочно 31 августа, и бомбардировочные части в районе Ханькоу вернулись на свои базы в Японию 1 и 2 сентября. За исключением присутствия, в основном, разведывательных небольших подразделений, авиация Императорского флота осенью 1941 года была полностью выведена из Китая, оставив решение "китайской проблемы" на плечах армии и армейской авиации IJAAF. Морские же летчики приступили к программе интенсивных тренировок в преддверии теперь уже неизбежного столкновения с Западом.
Гроза над Тихим океаном
После своего возвращения на базу Kaноя из Ханькоу 2 сентября, "Kanoya" kokutai стал вторым подразделением, получившим на вооружение "морские штурмовики" "Тип 1 Rikko" . В то же время 3-й Kokutai стал истребительным, получившим на вооружение "Рейсены" А6М, сдав свои старые бомбардировщики Тип 96. Четыре buntai G3M 3-го kokutai были разделены между "Таkао" и "Kanoya" kokutai, пополнив ряды их G4M и доведя количество эскадрилий – hikotai в этих подразделениях до шести.
Темпы подготовки к войне выросли в октябре. Авианосцы 1-го воздушного флота (Koku Kantai) должны были нанести упреждающий удар против Тихоокеанского флота США в Перл-Харборе, задача же обеспечения авиационной поддержки японских войск на юге была возложена на базовую авиацию 11-го воздушного флота (Koku Kantai). Как и в Китае, ограниченный радиус действия армейских бомбардировщиков диктовал, что дальняя авиация IJNAF должна была возложить на себя основную тяжесть ударов в глубине вражеской территории.
Со своей базы на Тайване, 21 и 23 koku sentai (воздушные флотилии) атакуют американские военно-воздушные силы на Филиппинах и обеспечат стратегическую инициативу в кампании на юге. С баз в южном Французском Индокитае, 22-й koku sentai должен был поддерживать наступление армии на Малайском полуострове на Сингапур, бастион Великобритании на Дальнем Востоке.
Первоначальные планы составленные для филиппинской кампании предполагали использование истребителей лишь с палуб авианосцев у филиппинского побережья. Однако, используя свой опыт в Китае, когда пилоты "Зеро" преодолевали огромные расстояния, планы эти были пересмотрены. Теперь планировалось, что "Зеро" вполен способны преодолеть 500 морских миль непосредственно со своих баз на юге Тайваня - расстояние до Манилы и обратно. Авианосцы таким образом можно было использовать для других операций, и пилоты 3-го и "Tainan" kokutai стали готовиться применять свои "Зеро" для сверхдальних рейдов над океаном.
Миссии одномоторных истребителей, сопоставимые по дальности в Европе будут проводиться только весной 1944 года, когда P-51 начали сопровождать бомбардировщики Восьмая воздушной армии США на всем пути до Берлина и обратно.
Но одна проблема осталась – согласование времени атаки на разных концах огромного Тихоокеанского региона. Сроки нападения на Перл-Харбор, в сочетании с разницей в часовых поясах должны быть строго синхронны с ударами по Филиппинам чтобы обеспечить эффект внезапности на обеих направлениях.
Атака на рассвете, таким образом, была бы лучшим решением, при том, что взлет самолетов с палуб авианосцев, равно как и с аэродромов на Формозе должен был быть произведен в глухую ночь. Опыт проведения операции "O-gо" в августе, оказал бесценную помощь в планировании. И экипажи "Type 1 Rikko" и пилоты "Рей-сенов" осенью 1941 года проходили интенсивное обучение для осуществления сверхдальних рейдов, которых еще не знала история боевой авиации.
31 октября 1941 года 24-й koku sentai (воздушная флотилия), с "Chitose" kokutai в его составе, был выведен из подчинения 11-го воздушного флота и переподчинен 4-му флоту (Koku Kantai), в задачу которого входил захват американских островов Гуам и Уэйк в центральной части Тихого океана.
Бомбардировщики G3M Тип 96 из "Chitose" kokutai уже завершили свое развертывание на Маршалловых островах во второй половине октября. В середине ноября единственный "Type 1 Rikko" был направлен в "Chitose" kokutai и вылетели в Руа,на атолле Кваджалейн, пилотируемый тюи (лейтенантом) Nobuo Ando.
Ощущение того, что война на Дальнем Востоке неизбежна ощущали не только японцы. 25 октября англичане отправили свой новейший линкор "Prince of Wales" и линейный крейсер "Repulse", из метрополии в Сингапур, к 4 ноября американцы перебросили на аэродром "Кларк Филд" на о. Лусон на Филиппинах шесть B-17C и двадцать девять В-17D – новейших 4-моторных Летающих Крепостей. В декабре ожидалась поставка дополнительных самолетов.
18 ноября 1-й kokutai разместился в г. Тайнань, на Формозе, и спустя четыре дня "Kanoya" kokutai был развернут в близлежащем городе Taichu (Тай-чжун). К этому времени штаб 22-го koku sentai находился в Сайгоне, во французском Индокитае, а его подчиненные подразделения, "Genzan" и "Mihoro" kokutai, завершили развертывание там до конца месяца.
30 ноября "Kanoya" kokutai вдруг получил приказ к перебазированию половины своего состава в Сайгон. За двое суток до этого линкор "Prince of Wales" достиг Коломбо, на о. Цейлон, а затем, в компании с линейным крейсером "Repulse", который прибыл туда ранее, отплыл в Сингапур. Транспорт "Keiyo Маru" был загружен в Такао Харбор авиационным топливом, авиаторпедами Тип 91 Kai 2 и другими жизненно важными грузами для "Kanoya" Ku, а затем отправлен в Индокитай. Перелет самолетов должен был быть осуществлен позже, приуроченный к прибытию транспорта.
2 декабря "Prince of Wales" и "Repulse" прибыли в Сингапур, сопровождаемые большой шумихой, и "Kanoya" kokutai получил приказ начать перебазирование. Выбор экипажей производился индивидуально, - наиболее опытных в торпедных атаках, Командиром kokutai в Сайгоне был тайса (капитан 2-го ранга) Naoshiro Fujiyoshi, во главе 36 бомбардировщиков G4M1 (27 плюс девять резерва) 1-го, 2-го и 3-го Chutai.
Штормовая погода над Южно-Китайским морем вызвала некоторые затруднения в перелете, но к 05.12.41. kokutai успешно завершил переброску. Два дня спустя он перелетел в Thu Dau Moi, который был новой базой в 20 км к северо-востоку от Сайгона. Таким образом, возглавляемый старшим офицером kokutai, эта половина "Kanoya" kokutai официально стала главной, а 4-й, 5-й, и 6-й Chutai, оставшиеся на Тайване во главе с сёса (капитан-лейтенантом) Toshiie Irisa стала подчиненным отрядом.
Накануне войны на Тихом океане 11-й воздушный флот (Koku Kantai) насчитывал 216 "морских штурмовиков" (Без учета резервных самолетов). Половина из них были "Type 1 Rikko" из "Таkао" и "Kanoya" kokutai с 54 G4M1 каждый. Остальные были старые "Тип 96 Rikko" 1-го, "Genzan" и "Mihoro" Kokutai, каждый с 36 самолетами. "Chitose" kokutai имел 27 "Тип 96 Rikko" и единственный G4M1 на Руа, на Маршалловых островах в качестве дальнего разведчика.
Воскресенье, 7 декабря 1941 осталось в американской памяти, как день начала войны на Тихом океане просто потому, что Перл-Харбор лежит к востоку от границы часового пояса. Для Японии, как и для остальной части Азии, а также американских владений на островох Гуам и Уэйк, лежащие к западу от этой линии, война началась в понедельник, 8 декабря.
Окончательное решение начать войну было принято в Японии 1 декабря. На следующий день, "Восхождение на гору Ниитака 1208" - историческое сообщение о начале атаки было доведено до всех командиров частей армии и флота, устанавливая роковой день.
4 декабря, единственный G4M1из "Chitose" Кu вылетел из Руа с тюи (лейтенантом) Nobuo Ando и взял курс на остров Уэйк, в 590 морских миль к северу. Пролетая на высоте почти 9000 метров, ему удалось получить четкие, панорамные фотографии всего атолла. На пленке была отснята вся оборона острова, в том числе 12 истребителей Grumman F4F-3 из эскадрильи VMF-211, которые только этим утром прибыли на остров на борту авианосца USS "Enterprise" .
Аналогичные разведывательные полеты над Филиппинами осуществлялись самолетами с Формозы. Последние генеральные репетициии с участием истребителей и бомбардировщиков в предрассветные часы были проведены 5 декабря, после чего все ждали только приказа о начале атаки. Как и было заранее предусмотрено, отряд "Kanoya" kokutai вылетел с Tайчу на Формозе и прибыл на Такао утром 7-го декабря. В тот вечер, все военнослужащие японских армии и флота были информированы о начале боевых действий против США, Британского Содружества и Голландской Ост Индии.
Планы предусматривали старт самолетов 11-го воздушного флота с баз на Тайване в 01.30 ночи, и после длительного ночного полета выход на цель вскоре после рассвета, примерно в 06.30 утра. 27 G4M1 из "Таkао" kokutai и еще 27 из "Kanoya" kokutai, в сопровождении 54 "Рей-сенов" из 3-го и "Тайнань" kokutai, атакуют аэродром "Николс филд", главную американскую базу истребителей на окраине Манилы. Еще 27 "Тип 1 Rikko" из "Таkао" kokutai, вместе с 27-ю "Тип 96 Rikko" 1-го kokutai, в сопровождении 36 "Рей-сенов" из "Тайнань" kokutai, нанесут удар по аэродрому бомбардировщиков "Кларк филд", расположенного примерно на 100 км ближе к Тайваню.
В 22.30, 7 декабря, на побережье Формозы опустился густой туман. Ночные туманы на юге Тайваня были обычным делом в это время года, и к утру, как правило, рассеивались. Но та ночь, однако, оказалась исключением, и к полуночи туман стал таким густым, что напоминал молочный суп. Через полчаса он также распространился и на район Такао.
В 01.00 8 декабря тёсё (вице адмирал) Nishiso Tsukahara, командующий 11-м воздушным флотом, собрал подчиненных командиров. Перехваченные сообщения американского радио были интерпретировать так, что американские войска были развернуты севернее района Манилы вдоль оборонительной линии, проходящей через Иба и Кларк. Это, в сочетании с туманом, повлекшим задержку вылета, заставило Tsukahara отказаться от удара по району Манилы. Планы удара по "Кларк Филд" остались неизменными, но для подразделений подготовленных для атаки "Николс Филд", цели в последний момент изменили. 54 бомбардировщика G4M должны были теперь нанести удар кувалдой по крошечному аэродрому Иба.
Туман над Тайнанем, наконец, начал рассеиваться и в 07.50 был получен приказ на взлет. Первыми в 08.15 стартовали более медленные G3M "Тип 96 Rikko" 1-го kokutai. Один разбился на взлете, оставшиеся 26 взяли курс на Филиппины. "Зеро" стартовали через час. Над Такао, туман, наконец, рассеялся в 9 утра. В 09.30, 54 G4M "Таkао" и "Kanoya" kokutai оторвались от полосы, после чего стартовали "Зеро".
Гора Ниитака - самый высокий пик на Тайване, был отличным ориентиром для построения формации. В свете утра уже небыло необходимости выполнять маневры ночного построения, которые так долго репетировались, не надо было опасаться столкновения в темноте, зато возникли сложности совсем другого плана. Дело в том, что атака Перл-Харбора силами палубной авиации к моменту взлета группы базовых бомбардировщиков была уже в самом разгаре, уже были нанесены удары по Давао. Палубная авиация с авианосца "Ryujo" нанесла удар по южному острову Минданао.
Цели на севере острова Лусон также были уже атакованы японскими армейскими бомбардировщиками армии. Таким образом, к моменту начала атаки на Филиппины самолетами "Таkао" и "Kanoya" kokutai эффект внезапности был уже утрачен. И экипажи летящих "Тип 1 Rikko" уже предвидели жаркую битву с истребителями США.
Половина "Таkао" Ku во главе с командиром тюса (капитаном 3 ранга) Yoshiso Suda, летающим в качестве наблюдателя на ведущем "Betty", пилотируемом тайи (ст. лейтенантом) Jiro Adachi и 26 бомбардировщиков "Kanoya" Кu, во главе со своим hikocho, сёса (капитан-лейтенантом) Irisa, направились к аэродрому Иба. Другая половина "Таkао" Ku (во главе с hikotaicho, сёса (капитан-лейтенантом) Taro Nonaka, вместе с "Тип 96 Rikko" 1-го Кu, которой они догнали в пути, направились к "Кларк Филд". Атакующие заняли эшелон 7000 метров и вышли на цель.
Как и ожидалось, американские истребители на Филиппинах, уже знали об атаке Перл Харбора, и с самого утра находились в воздухе. Но, не зная о проблемах с погодой на Тайване, они несколько часов кружили, не встречая ни намека на японцев. К полудню, американцы начали садиться на заправку… и в этот момент появились японские бомбардировщики. В 12.36 атака началась. На аэродром "Кларк Филд упали 636 60-килограммовых бомб - немногим более 42 тонн. Ни одна бомба не отклонилась больше чем на 60 метров за пределы периметра летного поля.
В результате бомбардировки и последующего обстрела истребителями были уничтожены 12 B-17 и еще пять повреждены. 20 P-40B и несколько других самолетов были также списаны в результате атаки.
На аэродром Иба было сброшено 486 60 кг и 26 250-кг бомб всего через несколько минут после атаки Кларк. Семь P-40E были уничтожены на земле, также был уничтожен радар, хотя японцы и не догадывались об этом. Американцы также потеряли шесть истребителей в воздухе, сбитых в воздушном бою. В ходе налета, таким образом, половина американской тяжелой бомбардировочной авиации и более 35 процентов истребительной на Филиппинах было уничтожено. Японцы потеряли сбитыми семь "Зеро" и один "Betty" из "Kanoya" Кu совершил аварийную посадку недалеко от своей базы на обратном пути.
В предрассветные часы 8 декабря, бомбардировщики "Тип 96 Rikko" 22 Коku Sentai сражались с грозовым фронтом в ходе первого налета на Сингапур. "Тип 1 Rikko" из 3-х hikotai "Kanoya" kokutai , выделенных для поиска английских линкоров, оставался на аэродромах, ожидая приказа на атаку.
8-го декабря базовые разведчики Тип 98 C5M2 "Babs" подтвердили, что оба английских линкора находятся в порту Сингапура. Они все еще были там в 09.50 на следующее утро по докладам другого разведчика, поэтому было принято решение уничтожить их в порту, ночью, прежде чем они вышли бы в море. Однако в 15.40 пришло неожиданное сообщение с подводной лодки I-65, в котором утверждалось о нахождении двух линкоров класса "Repulse" (так в оригинале) в Южно-Китайском море на момент 13.45. Таким образом, после установления контакта прошло уже два часа.
Поспешили еще раз пересмотреть фотографии, доставленные разведчиками, сделанными в Сингапуре в то утро. И выяснилось, что экипаж самолета ошибся, приняв за линкоры два крупных эскадренных танкера. Немедленно было разослано сообщение для всех подразделения Императорского флота о том что два британских линкора находятся в море в этом районе.
Командующий британским Восточным флотом вице адмирал сэр Том Филлипс, вышел из военно-морской базы Селетар в Сингапуре, в 17.35 8 декабря на борту своего флагмана, новейшего линкора "Prince of Wales", вместе с линейный крейсером "Repulse" и четырьмя эсминцами эскорта. Эскадра, известная под названием "группы Z", шла на север, чтобы атаковать большую группу японских транспортов с кораблями поддержки посадку в районе Singora, в южной части Таиланда.
Узнав о выходе в море британских кораблей, тёсё (вице-адмирал) Jisaburo Ozawa, командующий южного экспедиционного флота, немедленно отдал приказ базовой бомбардировочной авиации вылететь на поиск вражеской эскадры в районе Сайгона. Однако попытка выследить "группы Z" 09.12.41. была сорвана в результате резкого ухудшения погоды и наступления темноты.
Не рискнув применять свои самолеты для атаки кораблей в ночное время, сёсё (контр-адмирал) Matsunaga, командир 22-го Коku Sentai, решил перенести тотальный поиск и атаку на следующий день.
В 06.44 G4M1 трех hikotai из "Kanoya" Кu взлетели с аэродрома Dau Moi. Они несли новейшие торпеды Тип 91 Kai 2, предназначенные для работы на небольшой глубине, и с более мощными боеголовками, чем Тип 91 Kai 1, которыми были вооружены более старые G3M.
Погода значительно улучшилась уже с вечера вчерашнего дня, хотя небольшая облачность все же мешала поиску, когда самолеты летели на юг. Тем временем, адмирал Филлипс, вынужден был прервать поход на Singora, так как его корабли были замечены гидросамолетом с японского крейсера, и, справедливо полагая, что эффект внезапности утрачен, повернул обратно в Сингапур. Вскоре после 10.00, бомбардировщики "Genzan" Ku, обшаривающие свой сектор поиска, наконец, обнаружили британские корабли. В 10.15 группа отправила сообщение: "Вижу главные силы противника. 4 градуса северной широты, 103 градусов 55 минут восточной долготы. Курс 60 градусов.
Приняв этот сигнал в Сайгоне, штаб 22-го Коku Sentai незамедлительно передал сообщение для остальных подразделений, находящихся в воздухе.
Самолеты "Genzan" и "Mihoro" Кu сразу же направились к указанной точке, но более скоростные самолеты G4M "Kanoya" Кu, пролетев дальше на юг, не услышали сообщение. К 10.28 они были в 600 морских милях от базы, справа от них в 80 милях был Сингапур, впереди побережья Суматры - но никаких признаков "Группы Z" небыло видно. После чего, они развернулись и направились обратно на север...
В это время, на аэродроме Dau Moi, комардир подразделения тайса (капитан 2 ранга) Fujiyoshi, не получал никаких докладов от группы. Он позвонил в штаб 22 Коku Sentai и попросил, чтобы позиция противника была отправлены в открытом виде, и сёсё (контр-адмирал) Matsunaga, решив, что скрывать уже нечего, отправил координаты англичан открытым текстом в 11.30. Самолеты "Kanoya" Кu наконец приняли это сообщение, когда они летели к северо-западу от острова Anambas и, повернули к точке сбора.
Командир группы из 26 "Betty" сёса (капитан-лейтенант) Shichiso Miyauchi вел свои машины, сидя в качестве наблюдателя в ведущем самолете, пилотируемым командиром первого сhutai тайи (ст. лейтенантом) Miyoshi Nabeta. Левее девяти самолетов 1-го chutai летели восемь "Тип 1 Rikko" 2-го сhutai, ведомые тайи (ст. лейтенантом) Moritaka Higashi, а справа шли девять самолетов тайи (ст. лейтенанта) Haruki Iki, командира 3-го Chutai.
Когда группа достигла точки сбора, выяснилось, что слой облаков под формированием самолетов "Kanoya" скрывал океан внизу. В разрывах между облаками Miyauchi заметил мимолетный проблеск, что было похоже на гидросамолет, летящий внизу. Это оказался "Walrus" - амфибия с HMS "Repulse".
Чувствуя, что они были близки к вражеским кораблям, Miyauchi повел формирование вниз через облака. В 12.15 самолеты прорвались через облака, снизившись до высоты 800 метров, и продолжали лететь в северном направлении. Через пару минут, они увидели вражеские корабли.
В 11 морских милях впереди на 2 часа на юго-восток находились "Prince of Wales" и "Repulse" в 2500 метров позади. Три эсминца шли по правому борту флагмана.
Когда "Kanoya" Кu подошли к кораблям для атаки, те уже получили повреждения в ходе предыдущих атак "Mihoro" и "Genzan" Кu. Между 11.15 и 11.57, в общей сложности 32 бомбардировщиков и торпедоносцев "Nell" атаковали английские корабли
последовательными волнами. "Repulse" отделался лишь одним попаданием 250-кг бомбы с G3M "Mihoro" Кu, что, впрочем, никак не повлияло на его боевые возможности. Благодаря блестящему управлению своим кораблем, командир "Repulse" кэптэн Теннант сумел увернуться от 15 торпед, выпущенных в него расходящейся гребенкой.
не так повезло. Торпедоносцы из "Genzan" Кu вогнали две торпеды в левый борт корабля, выведя из строя руль и заклинив гребные валы левого борта. Кроме того, было повреждена система энергоснабжения корабля, лишая его возможности управлять 133-мм новейшими высокоэффективными тяжелыми зенитками. Хотя флагману и удалось сбить одного из нападающих, теперь он, развивая только 10 узлов и не имея возможности маневрировать, представлял отличную мишень для подошедших "Betty". "Kanoya" Кu.
Через разрывы в облаках девять самолетов первого сhutai Miyauchi подошли к английским кораблям, снизившись до 300 м. Когда дистанция сократилась до 8 км, самолеты вдруг выскочили из облаков на участок ярко-синего неба.. В то же мгновение со всех пяти судов "Группы Z" на самолеты обрушился шквал зенитного огня. В 12.18 Miyauchi дважды качнул крыльями, что означало начало атаки.
Miyauchi повел свой первый Chutai против правого борта "Prince of Wales", "Repulse", развив 28 узлов, начал поворот на правый борт, навстречу самолетам. Не зная, что "Prince of Wales" лишился рулевого управления, самолеты, следующие за лидером, предположили, что флагман будет делать то же самое, и начали поворот налево в ожидании такого маневра. Но "Принц" продолжал идти прямо, заставляя шесть самолетов прекратить маневр, в результате момент был упущен и второе и третье звено отказались от атаки и начали перестроение.
Первое звено (shotai) Miyauchi из трех самолетов продолжало идти прежним курсом на флагманский линкор, который не предпринимал никаких маневров уклонения и шел на пониженной скорости. Когда они приблизились к линкору, второй пилот ведущего "Betty", итто хико хэйсо (главный старшина) Danjo потянулся к ручке сброса торпеды, но Miyoshi Nabeta остановил его. Стандартная процедура торпедной атаки предусматривала сброс торпеды в 1000 метрах от цели, но Miyoshi Nabeta был полон решимости поразить вражеский корабль наверняка, и решил подойти вплотную.
Сблизившись на 500 метров он и самолет № 3 первого shotai сбросили торпеды. В 12.20 обе торпеды попали в "Prince of Wales", одна в носовую часть, вторая прямо перед мостиком. Чуть отставший самолет № 2 запоздал со сбросом, уклоняясь зенитного заградительного огня, в результате чего экипаж упустил свой шанс, пилот этого самолета хико хэйтё (старший матрос) Tsutsumi, пришел в себя лишь пролетая над линкором, и сбросил торпеду впустую.
Между тем, шесть самолетов второго и третьего shotai старались зайти с борта "Repulse", который старался подставить им носовую часть. Линейный крейсер сильно накренился при выполнении маневра, стараясь завершить его быстрее японских самолетов. Самолеты, однако, выиграли гонку и поймали корабль с обоих бортов, произведя два пуска торпед с правого борта и три с левого. Не смотря на все старания, "Repulse" получил одну торпеду в левый борт возле кормовой надстройки, но продолжал идти на 25 узлах.
В ходе следующей атаки самолет лидера третьего shotai, пилотируемого дзёто хико хэйсо (гл. корабельным старшиной) Tokiyoshi Nishikawa, был подожжжен зенитками, но огонь удалось сбить. "Betty" № 2 его shotai, не имея возможности занять хорошую позицию для атаки линейного крейсера, переключился на "Prince of Wales", и угодил торпедой в правый борт линкора.
Подошедшие восемь самолетов второго chutai лидируемые тайи (ст. лейтенантом) Higashi, атаковали "Repulse". Шесть бомбардировщиков первого и второго shotai подошли с левого борта. Два самолета третьего shotai направились было за ними, но будучи не в состоянии повернуть достаточно резко, чтобы получить хороший угол атаки, свернули в сторону и вновь атаковали "Prince of Wales" с правого борта. Одна из их торпед – взорвалась в корме, подписав линкору приговор. "Prince of Wales" окончательно потерял ход и начал быстро крениться на правый борт. "Repulse", однако, все еще активно сопротивлялся. Ему удалось уклониться от шести торпед, выпущенных первым и вторым shotai, причем тайи (ст. лейтенант) Higashi чудом небыл сбит, он вспоминал:
"Мы почувствовали сильный удар, потом я заметил, что полтора метра левого крыла было оторвано. Элероны вибрировали, как сумасшедшие, готовые оторваться в любую минуту. Я был уверен, что это конец, но нам удалось сохранить контроль над машиной и летать над самыми волнами."
Последними на сцене появились девять самолетов третьего сhutai тайи (ст. лейтенанта) Haruki Iki. Он замыкал группу и его задачей было оценить ситуацию, а также помочь своему сhutai, где это было наиболее необходимо. Видя, что "Prince of Wales" стоит в облаке дыма и готовится пойти на дно, Iki приказал своему Chutai сосредоточить все внимание на линейном крейсере.