А-14 SHRIKE
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1935
Тип: Штурмовик
В 1934 г. компания Curtiss начала работу над совершенно новым двухмоторным штурмовиком, получившим обозначение Model 76 и традиционное (для данного типа самолётов этой фирмы) название “Shrike”.
Проектирование велось в инициативном порядке, поскольку официальной спецификации от авиационного корпуса США ещё не поступило. Решив отказаться от привычных схем специалисты Curtiss разработали передовую конструкцию, в которую заложили большинство новинок авиастроения, ставшими впоследствии стандартными. Конструкция штурмовика была цельнометаллической, но с полотняной обшивкой элеронов, руля направления и стабилизаторов. Кабины для пилота и стрелка-наблюдателя выполнили полностью закрытыми. Самолёт оснащался двумя радиальными двигателями Wright R-1670-5 с двухлопастными винтами изменяемого шага (которые имели всего две позиции). Основные стойки шасси убирались в ниши мотогондол, заднее колесо также было убираемым. Стрелковое вооружение штурмовика состояло из четырех 7,7-мм пулеметов Browning в носовой части фюзеляжа и одного такого же пулемета в кабине стрелка. Бомбовая нагрузка общей массой 654 фунта (297 кг) полностью размещалась в бомбоотсеке.
Полное время проектирования и постройки первого прототипа заняло около года. Опытный образец Model 76, с гражданским регистрационным кодом Х15314, был готов уже летом 1935 г. и совершил свой первый полёт 17 июля 1935 г. Армейская авиация сразу обратила внимание на перспективную разработку фирмы Curtiss, поскольку в ближайшее время требовалось найти подходящую замену штурмовикам А-12, поступившим на вооружение тремя годами ранее. Полномасштабные испытания Model 76 проходили теперь уже под армейским контролем на авиабазе Райт Филд в Огайо. Штурмовик понравился военным специалистам, но осенью его вернули фирме для доработок. Изменения включали в себя переделку капотов двигателей и установку винтов постоянного шага. В декабре 1935 г. армия приняла Model 76 под новым обозначением ХА-14 и серийным номером 36-146.
Продолжение испытаний показало, что по таким параметрам, как максимальная скорость и маневренность штурмовик не уступает истребителям-монопланам. Оказалось, что ХА-14 может разгоняться до 409 км\ч, что было на 16 км\ч выше чем у новейшего истребителя Р-30 и на 32 км\ч больше чем у Р-26А. По мощности стрелкового вооружения и остальным параметрам штурмовик тоже устраивал военных, но серийный выпуск этого самолёта так и не был налажен. Свой негативный отпечаток наложила Великая Депрессия 1929-1932 гг., сильно урезавшая военные ассигнования. В первую очередь роль играла стоимость самолёта, самым дорогим элементом которого был двигатель. Цена одного “райта” тогда составляла 90.000$, что было сочтено чрезмерно дорогим для массового строительства.
Тем не менее, 23 июля 1936 г., был выдан заказ на 13 предсерийных самолётов, оснащенных моторами Wright R-1820-47 “Cyclones” с трехлопастными винтами. После замены силовой установки обозначение штурмовика поменялось на Y1A-18. Единственный прототип ХА-14 сначала планировали использовать для установления авиационных рекордов, но вместо этого в июне 1936 г. этот самолёт проходил испытания с новой 37-мм пушкой (иногда он именовался YA-14). В конце года он был разобран на металл после 158 часов лётного времени.
ЛТХ:
Модификация YA-14
Размах крыла, м 18.11
Длина, м 12.27
Высота, м 3.27
Масса, кг
пустого самолета 3680
нормальная взлетная 5330
Тип двигателя 2 ПД Wright R-1670-5 Whirlwind
Мощность, л.с. 2 х 775
Максимальная скорость , км/ч 409
Крейсерская скорость , км/ч 340
Практическая дальность, км 1328
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 8260
Экипаж, чел 2
Вооружение: одна 37-мм пушка и один 7.62-мм пулемет
бомбовая нагрузка - 295 кг