А-28(29) HUDSON
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1938
Тип: Ударный самолет
Политический кризис 30-х годов, попытка правительства Чемберлена договориться с Гитлером, привели британское военное руководство к важным выводам. Стало очевидно, что промышленность Британии будет не в состоянии за короткий срок перевооружить армию. Англичанам не осталось ничего другого, как обратиться за помощью к союзникам.
В апреле 1938 года британская Закупочная комиссия посетила США с целью отбора типов самолетов, способных усилить британские ВВС накануне неизбежной войны. Комиссия располагала суммой в 25 млн долларов. В то время персонал компании "Lockheed" насчитывал всего 2000 человек, фирма отдавала приоритет гражданским заказам. Но всего за десять дней упорного труда конструкторы разработали проект, заинтересовавший британскую комиссию - Model 14 с внутренним бомбоотсеком и кабиной бомбардира в застекленной носовой части фюзеляжа.
Прообраз этой машины - 14-местный пассажирский и транспортный самолет Lockheed 14FG-2 - впервые поднялся в воздух 29 июля 1937 года. Фирма до этого не строила и не разрабатывала боевую технику, однако ее конструкторы предусматривали легкое превращение гражданских самолетов в военные. Так и получилось, что, за четыре дня до того, как завод в Бербанке посетили англичане, в заводском цехе появился макет военно-транспортного самолета, который не мог не привлечь внимание покупателей. Так оно и получилось. Британцы безошибочно угадали в В-14 не столько учебный самолет для подготовки экипажей многомоторных бомбардировщиков, сколько идеальное средство патрулирования над морской поверхностью.
Важным достоинством В-14 был объемистый фюзеляж, вмещающий экипаж из четырех человек и 1500 кг. бомб. В носовой части фюзеляжа размещался штурман; там же могли быть установлены два неподвижных курсовых пулемета. Англичане настояли на усилении вооружения: еще два пулемета были размещены в шаровидной застекленной турели Boulton Paul на хребте фюзеляжа. Самолет был оснащен двумя звездообразными двигателями Wright GR-1820-G102A. Все вооружение было британского производства, калибра 7,7 мм. установка вооружения снизила бомбовую нагрузку до 762 кг. 25 июля 1938 года закупочная комиссия заключила контракт на поставку 175 самолетов Lockheed В-14L (''Hudson Mk I"), с условием, что самолеты будут построены до декабря 1939 года.
В декабре 1939 года заказ увеличили до 250 машин - на момент заключения контракта это был крупнейший для авиастроителей США экспортный заказ. Первый бомбардировщик Hudson Mk I поднялся в воздух 10 декабря 1938 года. К тому времени на "Lockheed" трудилось уже 7000 человек, объем заказов вырос за счет Р-38 и В-34. Контрактов заключили на сумму 65 млн долларов.
Первые Hudson Mk I доставили в Британию морем 15 февраля 1939 года. На Mk I стояли два мотора Wright GR- 1820-G102A Cyclone мощностью по 1100 л. с. с двухскоростными винтами Hamilton. Для ведения разведки на Hudson установили фотокамеру F.24, осветительные ракеты. Масса бомбовой нагрузки составляла 499 кг: четыре 114-кг бомбы или десять 10-кг глубинных бомб.
В перегрузку самолет мог брать 12 бомб Mk VII калибра 51 кг, но при этом створки бомбоотсека закрывались не полностью.
Доработка прибывших из США самолетов велась в Ливерпуле на предприятии "Lockheed-Vega". Первые Hudson Mk I и Mk II в августе 1939 года поступили в 224-ю эскадрилью, дислоцированную в шотландском Льючерсе. Hudson, не такой маневренный, как Anson, тем не менее, лучше подходил для патрулирования Северного моря вплоть до берегов Норвегии, Скагеррака и прибрежных вод Германии. На высоте 600 м самолет развивал крейсерскую скорость 306 км/ч, при этом расход топлива составлял 323 л/ч, а продолжительность полета достигала 6 часов с 20-минутным аварийным запасом топлива, радиус действия - 917 км. Вооружение изначально было слабое, но в январе 1939 года и весной 1940-го его усилили: два 7,7-мм пулемета в носовой части, нижний пулемет и турельная установка Boulton Paul Туре "С" Mk II.
На Hudson Mk II стояли винты с постоянной частотой вращения Hamilton Standard Type 611 А-12/ 3E50-253. В конструкцию нового варианта внесли ряд изменений, более широко использовали сварку и потайную клепку. Британские ВВС получили 20 Mk II, за которым последовали 428 Hudson Mk III с моторами GR-1820-G205A, установленными на планер от Mk II. Верхняя и нижняя стрелковые точки стали стандартными. Первые 187 машин собрали как Hudson Mk III(SR), остальные 241 - как Mk III(LR) с дополнительными крыльевыми баками.
После принятия закона о ленд-лизе, самолет в авиации Армии США по контрактным соображениям получил обозначения А-28 и А-29. Поставлено 420 машин А-29 (использовались как учебно-тре-нировочные бомбардировщики) и 384 А-29 А, способных служить в качестве транспортных. В британских ВВС эти варианты обозначались Hudson Mk IIIA, они были близки Mk III(LR). Часть этих самолетов поступила в ВВС стран Британского содружества.
Следующий британский контракт предусматривал поставку 30 Hudson Mk IV с моторами Pratt & Whitney R-1830-SC3G и 409 Hudson Mk V с такими же двигателями, но планером, как у Mk III.
В рамках ленд-лиза Британия получила еще 450 А-28А под обозначением Hudson Mk VI.
С поставкой этих машин (и самолетов для ВВС Австралии, включая Mk VIA) Береговое командование значительно повысило активность своих частей.
Самолеты, оставшиеся в США, также использовались для патрулирования акваторий. А-29 ВВС Армии США плохо подходили для подготовки экипажей бомбардировщиков, но были пригодны для обучения противолодочной борьбе. 20 самолетов передали ВМС США, где они обозначались РВО-1.24 самолета авиации Армии США в 1942 году переоборудовали в фоторазведчики А-29В.
ВВС Армии США присвоили обозначение разрабатываемому транспортному варианту С-63, но проект закрыли еще на "бумажной" стадии. Крайним из вариантов, заказанных для армейской авиации, стал самолет для обучения воздушных стрелков/буксировщик мишеней. В целом данная модель близка А-29А, но оборудована верхней турелью Martin. Компания "Lockheed" построила 217 таких машин под обозначением АТ-18, затем 83 учебноштурманских АТ-18А без верхней турели, но со специальным оборудованием. Три гражданских Model 14 приняли на вооружение как С-111.
После войны не менее 36 Hudson разных вариантов получили гражданскую регистрацию, большей частью в Австралии и Канаде, где их использовали для грузовых перевозок и как патрульные.
В США как минимум одну машину конвертировали в вариант "Hudstar" - АТ-18 с задней частью фюзеляжа от Loadstar.
Один из первых поставленных британским ВВС самолетов, Hudson Mk I No. 7217, в ходе вылета на патрулирование 8 октября 1939 года сбил немецкую летающую лодку. Экипаж под командованием флайт-лейтенанта Э.Л. Уормсли из 224-й эскадрильи уничтожил Dornier Do 18D из 2-й эскадрильи 106-й группы базовой авиации Люфтваффе.
Hudson Mk I No.7217 - это первый британский самолет, сбивший вражеский самолет, и первый самолет американской сборки, сбивший вражеский самолет в период Второй мировой войны. Четыре месяца спустя другой Hudson, из 220-й эскадрильи, навел британский эсминец "Коссак" (также "Казак") на германский танкер "Альтмарк", обеспечивавший действия рейдера "Адмирал граф Шпеер". Береговое командование располагало несколькими эскадрильями Hudson, а в начале 1940 года их оборудовали радарами ASV.
Hudson был востребован и в роли разведчика - самолеты входили в состав так называемого 2-го камуфляжного отряда (позже опытный отряд фоторазведки, а затем, с июля 1940 года, - 1-й отряд фоторазведки), совершая секретные полеты над Германией и оккупированными территориями Европы и СССР.
С августа 1940 года самолеты Hudson из состава Берегового командования стали применяться для борьбы с подлодками противника. Самолеты дислоцировались на авиабазе Альдергроув в Северной Ирландии и патрулировали район Атлантики, омывающий Британские острова с запада.
С марта следующего года еще одно подразделение было размещено в Калдардансе, Исландия, а 27 августа 1941 года один из самолетов 269-й эскадрильи повредил немецкую подлодку U-570, команда которой затем выкинула белый флаг. Субмарину взяли на буксир - это была первая подлодка, захваченная британскими ВВС. В следующие два года Hudson британских ВВС стали выполнять противолодочное патрулирование с баз на восточном побережье США, в Вест-Индии, Гибралтаре, Северной Африке, Палестине, Италии и на Корсике. Дислоцированная в Северной Африке 608-я эскадрилья стала первой, чьи самолеты потопили вражескую подлодку при помощи реактивных снарядов.
Hudson британских ВВС также ограниченно использовались и в качестве бомбардировщиков - три эскадрильи Берегового командования передали в общей сложности 35 самолетов в Бомбардировочное командование на время второго рейда "1000 бомбардировщиков" на Германию, осуществленного в ночь с 25 на 26 июня 1942 года.
На Дальнем Востоке самолеты Hudson поступили на вооружение шести эскадрилий и решали широкий круг задач, включая нанесение бомбовых ударов и защиту своего судоходства. Однако к маю 1943 года, когда выпуск Hudson завершился, машины постепенно начали переводить на второстепенные задачи. Основными задачами для них стали метеоразведка и поисково-спасательные операции на море. В последнем случае часть машин оснастили сбрасываемой спасательной лодкой типа Mk I. Кроме того, самолеты привлекались для доставки в тыл разведчиков и диверсантов, учебной подготовки и перевозки личного состава и грузов (авиакомпанией ВОАС), но к апрелю 1945 года все Hudson были сняты с вооружения британских ВВС.
Первой среди стран Британского Содружества самолеты Hudson получила Канада - ее ВВС приобрели 248 машин различных модификаций. Четыре морских патрульных и противолодочных подразделения использовали самолеты для патрулирования канадского побережья, хотя более важной задачей для канадских самолетов стала учебная подготовка - для этого имелись три подразделения. При этом Hudson из 31-го учебного отряда во время учебного вылета 4 июля 1943 года повредил и, вероятно, потопил вражескую подлодку у побережья провинции Новая Шотландия. Последние канадские Hudson в поисково-спасательном варианте были сняты с вооружения в 1947 году, а самый последний Hudson был списан 13 декабря 1948 года.
Вслед за британцами 50 самолетов Hudson в конце 1938 года заказали Королевские ВВС Австралии, всего в рамках ленд-лиза Австралия получила 248 самолетов - первый поступил на вооружение 1-й эскадрильи в Лавертоне, штат Виктория. К июлю самолеты уже взяли курс на Сингапур, а после нападения японцев на Перл-Харбор в декабре 1941 года им на усиление прибыли еще четыре эскадрильи Hudson. Еще три подразделения проходили переучивание на новый самолет в Австралии.
Две эскадрильи приняли участие в боях с японцами в Малайе, пока не были вынуждены эвакуироваться. В общей сложности до осени 1943 года в парке бомбардировочной авиации союзников в регионе состояли 11 австралийских эскадрилий Hudson. В конце 1942 года к ним присоединились Hudson новозеландских ВВС - пять разведывательно-бомбардировочных эскадрилий, которые первоначально выполняли полеты на патрулирование морской акватории с авиабаз в Новой Зеландии, на Фиджи и Новой Каледонии. После вступления в сражение за Гуадалканал 3-я новозеландская эскадрилья добилась существенных успехов, включая потопление первой вражеской подлодки (апрель 1943 года).
Хотя серийные номера ВВС Армии США несли более 1300 самолетов Hudson, лишь 153 машины под обозначением А-29 поступили на вооружение ВВС Армии США - остальные были переданы союзникам по ленд-лизу. А-29 совершали полеты на патрулирование, а также ограниченно применялись в качестве бомбардировщиков и противолодочных. 7 июля 1942 года один из экипажей потопил немецкую подлодку U-701 - первый случай потопления вражеской субмарины самолетом из ВВС Армии США. Карьера А-29 оказалась короткой, но часть машин продолжала использоваться в качестве транспортных и фоторазведчиков (А-29В).
ВМС США эксплуатировали Hudson в меньшем количестве - всего 20 самолетов А-29, обозначенных РВО-1 и поступивших на вооружение только одной эскадрильи (VP-82). Эскадрилья дислоцировалась на Ньюфаундленде и Род-Айленде и с октября 1941 года выполняла патрульные полеты над Атлантикой. 1 и 15 марта самолеты эскадрильи потопили две вражеские подлодки.
Бразилия объявила войну Германии и Италии 22 августа 1942 года - вскоре ее ВВС получили 28 самолетов А-28А. Один из самолетов, приписанный к патрульной авиагруппе на авиабазе Галеан (Рио-де-Жанейро), 31 июля 1943 года обнаружил всплывшую в надводное положение подлодку U-199. Экипаж препятствовал ее погружению, несмотря на полученные собственные повреждения, до тех пор, пока в район не прибыла летающая лодка Catalina бразильских ВВС, потопившая субмарину.
Китай получил 23 самолета А-29 и три транспортных А-29 А, но они мало использовались. Но известно, что некоторые из них принимали участие в бомбардировке японских войск в центральной части Китая. Большая часть машин была списана в результате различных инцидентов.
Модификации :
Hudson Mk I
первый вариант для продажи ВВС Великобритании с двигателями Райт GR-1820-G102A мощностью 1100 л.с.; построен 351 самолет.
Hudson Mk II
экспортный вариант типа Мк I, но с усиленным планером и воздушными винтами с автоматически изменяемым шагом; построено 20 самолетов.
Hudson Mk III
вариант, сочетающий в себе планер модели Гудзон Мк II и двигатели Райт GR-1820-G205A мощностью 1200 л.с.; было продано 428 самолетов.
Hudson Mk IIIA
обозначение варианта, поставленного по ленд-лизу в ВВС Великобритании и стран Содружества; был похож на самолет Гудзон III, но имел двигатели Райт R-1820-87 мощностью 1200 л.с.; эти самолеты приобретались ВВС США под обозначением А-29 и ВМС США как РВО-1; производство самолетов Hudson Мк IIIА насчитывало 800 машин, включая 384 с измененными интерьерами (для переброски войск), поставленные под обозначением А-29А.
Hudson Mk IV
обозначение 50 самолетов Мк I в ВВС Великобритании, оснащенных двигателями Пратт-Уитни Твин Восп S3С-G мощностью 1050 л.с..
Hudson Mk IVA
обозначение в ВВС Великобритании самолетов, поставленных по ленд-лизу из ВВС США построено 52 самолета.
Hudson Mk V
экспортный вариант, похожий на самолет Hudson Мк III, но с двигателями Твин Восп S3C4-G мощностью 1200 л.с.; построено 409 самолетов.
Hudson Mk VI
аналог Hudson Мк III/V, но с двигателями Пратт-Уитни R-1830-67 мощностью 1200 л.с., изготовленными компанией Chevrolet; построено 450 самолетов.
Hudson C.Mk VI
обозначение транспортных самолетов Гудзон Мк VI ВВС Великобритании без вооружения.
А-28
вариант Hudson Mk IV и Hudson Mk IVА для ВВС США
А-29А
вариант Hudson Mk VI для ВВС США
A-29B
обозначение 24 самолетов А-29А, переоборудованных для фоторазведки.
AT-18
обозначение 217 самолетов с двигателями Райт R-1820-87 мощностью 1200 л.с.; поставлялись из ВВС США как учебно-тренировочные.
AТ-18A
83 самолета, в основном похожих на вариант А-18, приобретенные ВВС США как невооруженный учебно-тренировочный для штурманского состава.
B14S
обозначение единственного самолета для компании Сперри Гироскоп в качестве испытательного самолета для нового оборудования.
ЛТХ:
Модификация A-28A
Размах крыла, м 19.96
Длина, м 13.51
Высота, м 3.62
Площадь крыла, м2 51.19
Масса, кг
пустого самолета 5443
нормальная взлетная 8393
Тип двигателя 2 ПД Wright GR-1820-G102A
Мощность, л.с. 2 х 1100
Максимальная скорость , км/ч 397
Крейсерская скорость , км/ч 328
Практическая дальность, км 3150
Сскороподъемность, м/мин 366
Практический потолок, м 7468
Экипаж, чел 3
Вооружение: пять 7.62-мм пулеметов
762 кг обычных или глубинных бомб