Fokker S.I(III)
Разработчик: Fokker
Страна: Нидерланды
Первый полет: 1919
Тип: Учебно-тренировочный самолет
Fokker S.I, первый в семействе самолет первоначального обучения, выполнил первый полет в Шверине весной 1919 года. Машина спроектирована создателем учебно-тренировочных самолетов √ Рейнхольдом Платцем. Инструктор и курсант в самолете размещены в широкой кабине бок о бок. Прототип V 43 показал хорошие летные данные, но реакция на новую компоновку кабины и необычное для учебного самолета высокорасположенное крыло привела к заказу всего трех серийных S.I: два самолета с моторами Rhone мощностью 80 л. с. поставили СССР, третий - с 90-сильным мотором Curtiss OX-5 - закупила авиационная служба Армии США, где он проходил испытания на авиабазе Маккук-Филд под обозначением TW-4.
На следующем учебном самолете "Fokker" использовала схему биплана, как более предпочтительную для европейских и американских военных. Неравнокрылый биплан S.II смешанной конструкции выполнил первый полет в 1922 году. Однако инженер Платц сохранил размещение инструктора и курсанта бок о бок. На прототипе установили ротативный мотор Thulin мощностью 110 л.с. (вариант знаменитого Le Rhone), но вскоре его заменили мотором Le Rhone-Oberursel. S.II вызвал интерес только у авиации Армии Голландии (LVA), закупившей 15 самолетов с серийными номерами от 84 до 98, последний из них сняли с вооружения в 1932 году. Один самолет с мотором Curtiss OX-5 показали представителям Армии США. Но американцы заинтересованности в покупке не проявили, после чего машину вернули к исходной конфигурации.
Обозначение S.IIA получил один самолет LVA, конвертированный в 1932 году в санитарный, на нем можно было перевозить одного раненого на носилках. Самолет приобрел в Голландии известность в 1933 году, когда выполнил два полета, доставив в больницу больного ребенка и юную леди. Первый полет S.IIA выполнил 13 февраля 1932 года, машина эксплуатировалась вплоть до германского вторжения в Голландию. Интересный гибрид Fokker S.2V2 был построен специально для голландского летчика Виллема ван Графта. Машина сочетала конструктивные особенности S.II и более позднего S.III. S.2 1/2 получил регистрацию H-NADT и успешно эксплуатировался несколько лет.
Прототип самолета первоначального обучения S.III выполнил первый полет в Шипхоле 12 декабря 1922 года, он существенно отличался от S.II. Главным отличием стал мотор жидкостного охлаждения Mercedes мощностью 120 л. с., летчик и инструктор в кабине размещены тандемом, изменена конструкция шасси, введен киль треугольной формы, характерный для самолетов "Fokker" следующего десятилетия. Отказ от размещения членов экипажа бок о бок позволил снизить лобовое сопротивление самолета.
Голландская морская авиация (MLD) заказала 18 S.III, поставку выполнили до конца 1924 года. 19-й самолет собрали в мастерских голландского флота из запасных частей и других самолетов, S.III сняли с вооружения в 1938 году. Два S.III в 1924-1925 годах поставили авиационной службе голландской Армии; один, известный как Atlantic S-3, демонстрировался в США. Некоторое время S-3 испытывали с мотором Wright, а в 1927 году Кларенс Чемберлен сбрасывал с него авиапочту на океанский лайнер "Левиафан".
ЛТХ:
Модификация Fokker S.II
Размах крыла, м 11.20
Длина, м 7.18
Высота, м 2.79
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 818
нормальная взлетная 1202
Тип двигателя 1 ПД Le Rhone
Мощность, л.с. 1 х 110
Максимальная скорость, км/ч 160
Крейсерская скорость, км/ч 130
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2