PTO-4
Разработчик: Post, Tooma, Org
Страна: Эстония
Первый полет: 1938
Тип: Учебно-тренировочный самолет
Работа над новым самолётом РТО-4 была начата в 1937 году тремя эстонскими конструкторами Постом, Тоома и Оргом. Это был низкоплан смешанной конструкции с тандемным расположением кабин пилота и курсанта, неубираемым шасси и рядным двигателем DH "Gipsy Major". По своим внешним параметрам РТО-4 сильно напоминал британский Miles M.14 "Magister", что не было случайностью. В 1938 году эстонцы закупили в Великобритании один самолёт этого типа, так что у конструкторского коллектива была отличная возможность ознакомиться с иностранной продукцией.
О точной дате полета первого прототипа данных не сохранилось. По зарубежным источникам опытный РТО-4 начал проходить испытания с середины 1938 года. Общий количество выпущенных серийных самолётов составило 6 экземпляров. Четыре РТО-4 отправились в эстонский аэроклуб, а два других купили ВВС. Самолёт с номером "161" был идентичен гражданским машинам, а "162"-й имел модифицированный фюзеляж с закрытыми кабинами пилотов. В 1939 году РТО-4 вместе с Miles M.14 были продемонстрированы в Литве, но заказов на новый эстонский самолёт не последовало.
С приходом частей РККА оба военных РТО-4 продолжали использоваться в учебных целях и были уничтожены в июне 1941 года. Четыре гражданских самолёта (немецкие р\к SB+AA, SB+AB, SB+AC и SB+AD) перешли в руки немцев и были направлены в эстонскую эскадрилью под командованием Герхарда Бушмана. Это подразделение занималось патрулированием побережья Балтийского моря и Финского залива, но поскольку РТО-4 совершенно не подходили на роль патрульных самолётов в конце 1943 г. их направили в учебную эскадрилью в составе Erganzungs Nachtschlachtgruppe (Erg. NSGr) Ostland. С измененными бортовыми кодами (6X+AA, 6X+AB, 6X+AC и 6X+AD) РТО-4 использовались для подготовки пилотов, набираемых в том числе и из состава РОА генерала Власова. Здесь они оставались до середины 1944 года, пока не были уничтожены отступающими немецкими частями.
ЛТХ:
Модификация PTO-4
Размах крыла, м
Длина, м
Высота, м
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета
максимальная взлетная
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major
Мощность, л.с. 1 х 130
Максимальная скорость , км/ч 245
Крейсерская скорость , км/ч
Практическая дальность, км
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 5000
Экипаж, чел 2