http://www.airwar.ru/image/flags_small/estonia_small.gif     PTO-4

http://www.airwar.ru/image/i/other2/pto4-i.jpg

Разработчик: Post, Tooma, Org
Страна: Эстония
Первый полет: 1938
Тип: Учебно-тренировочный самолет

Работа над новым самолётом РТО-4 была начата в 1937 году тремя эстонскими конструкторами Постом, Тоома и Оргом. Это был низкоплан смешанной конструкции с тандемным расположением кабин пилота и курсанта, неубираемым шасси и рядным двигателем DH "Gipsy Major". По своим внешним параметрам РТО-4 сильно напоминал британский Miles M.14 "Magister", что не было случайностью. В 1938 году эстонцы закупили в Великобритании один самолёт этого типа, так что у конструкторского коллектива была отличная возможность ознакомиться с иностранной продукцией.

О точной дате полета первого прототипа данных не сохранилось. По зарубежным источникам опытный РТО-4 начал проходить испытания с середины 1938 года. Общий количество выпущенных серийных самолётов составило 6 экземпляров. Четыре РТО-4 отправились в эстонский аэроклуб, а два других купили ВВС. Самолёт с номером "161" был идентичен гражданским машинам, а "162"-й имел модифицированный фюзеляж с закрытыми кабинами пилотов. В 1939 году РТО-4 вместе с Miles M.14 были продемонстрированы в Литве, но заказов на новый эстонский самолёт не последовало.

С приходом частей РККА оба военных РТО-4 продолжали использоваться в учебных целях и были уничтожены в июне 1941 года. Четыре гражданских самолёта (немецкие р\к SB+AA, SB+AB, SB+AC и SB+AD) перешли в руки немцев и были направлены в эстонскую эскадрилью под командованием Герхарда Бушмана. Это подразделение занималось патрулированием побережья Балтийского моря и Финского залива, но поскольку РТО-4 совершенно не подходили на роль патрульных самолётов в конце 1943 г. их направили в учебную эскадрилью в составе Erganzungs Nachtschlachtgruppe (Erg. NSGr) Ostland. С измененными бортовыми кодами (6X+AA, 6X+AB, 6X+AC и 6X+AD) РТО-4 использовались для подготовки пилотов, набираемых в том числе и из состава РОА генерала Власова. Здесь они оставались до середины 1944 года, пока не были уничтожены отступающими немецкими частями.

ЛТХ:
   
Модификация   PTO-4
Размах крыла, м  
Длина, м  
Высота, м  
Площадь крыла, м2  
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД de Havilland Gipsy Major
Мощность, л.с.   1 х 130
Максимальная скорость , км/ч   245
Крейсерская скорость , км/ч  
Практическая дальность, км  
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м    5000
Экипаж   2

http://www.airwar.ru/image/idop/other2/pto4/pto4-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/other2/pto4/pto4-2.jpg