После окончания  Гражданской войны и полного установления советской власти флот  Рабоче-крестьянской Красной армии располагал примерно 2-2,5 тыс. торпед  старых моделей. На вооружении имелись изделия обр. 1912 и 1910/15 гг. в  модификациях для надводных кораблей и подводных лодок. Эти торпеды  калибра 450 мм активно использовались флотом, но уже к середине  двадцатых годов стало ясно, что это оружие устарело и требует замены.  Результатом начатых вскоре работ стало появление первой советской  торпеды, известной под обозначением 53-27. Испытания и практика  показали, что это оружие не в полной мере соответствовало требованиям  времени, однако это не помешало не самой удачной торпеде занять свое  место в истории отечественных вооружений.

В середине двадцатых  годов командование Красной армии занималось рядом важных вопросов, в том  числе изучало перспективы торпедного вооружения. Анализ войн последнего  времени показывал, что для эффективного поражения современных кораблей  требуются торпеды с зарядом взрывчатого вещества порядка 250-300 кг.  Расчеты, в свою очередь, демонстрировали невозможность создания новых  450-мм торпед с требуемым могуществом боевой части. Требовался переход  на более крупный калибр.

Примечательно, что еще в 1917 году  морское ведомство заказало заводу Лесснера (ныне «Двигатель», г.  Санкт-Петербург) создание торпеды калибра 21 дюйм (533 мм), однако  события того времени помешали завершению работ. Весной 18-го завод  Лесснера прекратил выпуск продукции и далее работал только в качестве  хранилища вооружений. Следует отметить, аналогичные проекты торпедного  вооружения разрабатывались и за рубежом, однако в силу объективных  причин советская промышленность приступила к созданию 533-мм торпед  только в середине двадцатых.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1456851180_parogazovaya-torpeda.png
Общее строение типовой парогазовой торпеды. Рисунок Nemaloknig.info

Разработка  перспективного вооружения для кораблей и подлодок была поручена Особому  техническому бюро по военным изобретениям специального назначения  (Остехбюро), которым руководил инженер и изобретатель Владимир Иванович  Бекаури. Эта организация, основанная в 1921 году, занималась различным  вооружением и техникой различных классов и типов Одним из направлений,  которым занималось Остехбюро, было минно-торпедное вооружение для  военно-морского флота. В 1926 году для ускорения работ по новым торпедам  в ведение Бюро передали бывший завод Лесснера, вскоре переименованный в  «Двигатель». Тогда же вышло распоряжение о начале работ над новой  торпедой калибра 533 мм.

При разработке новой торпеды специалисты  Остехбюро взяли за основу существующую торпеду 45-12 (изделие обр. 1912  г.), а также сохранившуюся документацию по проекту 533-мм торпеды  завода Лесснера. Руководителем нового проекта стал П.В. Бехтерев,  основным разработчиком – Р.Н. Корвин-Коссоковский. Используя имеющийся  опыт и наработки по предыдущим проектам, коллектив Остехбюро завершил  разработку нового проекта всего за несколько месяцев. Новая торпеда была  представлена уже в 1927 году. В соответствии с новой номенклатурой,  введенной в 1924 году, проект получил обозначение 53-27 – первое число  обозначало калибр торпеды в сантиметрах, а второе указывало на год  создания.

Ввиду ряда сложностей разработка первой советской  торпеды затянулась. Среди прочего, это привело к изменению планов флота.  Так, изначально предполагалось, что новые 533-мм торпеды станут главным  вооружением перспективных подлодок серии I типа «Декабрист». Тем не  менее, к моменту введения в строй первых субмарин этого проекта новая  торпеда не была готова. Из-за этого судостроителям пришлось оборудовать  торпедные аппараты лодок специальными вставными решетками, при помощи  которых осуществлялась стрельба имеющимися торпедами калибра 450 мм.

Коллектив  Остехбюро не имел большого опыта в деле создания торпед, из-за чего  проект 53-27 имел ряд характерных черт. С точки зрения конструкции новая  торпеда была увеличенным вариантом имеющихся 450-мм изделий с большим  диаметром корпуса и более тяжелой боевой частью. Кроме того, увеличились  объемы топливных баков. При этом компоновка внутренних агрегатов,  внутренние системы и т.д. оставались прежними.

Изделие 53-27  имело традиционную для торпед того времени компоновку. Головная часть  цилиндрического корпуса с обтекателем отдавалась под размещение боевого  отделения с зарядом взрывчатого вещества и средствами его подрыва.  Позади боевой части располагались топливные баки, воздушный баллон и  некоторые агрегаты силовой установки. Основные механизмы парогазового  двигателя, в свою очередь, размещались в хвостовой части корпуса. Ввиду  увеличения калибра (в сравнении с базовой 45-12) выросла и длина  торпеды. 53-27 в первой версии имела длину 6,98 м при диаметре 533 мм.  Также возросла общая масса – 1675 кг.

Для уничтожения цели новая  торпеда должна была использовать фугасную боевую часть весом 200 кг. Для  сравнения, 45-12 несла вдвое меньший заряд. От прототипа новая торпеда  получила два устройства для подрыва боевой части. Предлагалось  использовать лобовой (с четырьмя усами) и инерционный ударники. Во  избежание поражения корабля-носителя ударники оснащались  предохранителем. Он допускал взведение механизмов только на расстоянии  150 м от носителя.

Приводить торпеду в движение должна была  парогазовая машина с подогревательным аппаратом. Машина имела два  цилиндра, располагавшиеся на оси торпеды по обе стороны от общего  коленчатого вала (т.н. машина двухстороннего действия). Через  трансмиссию в виде нескольких валов с механизмами крутящий момент  двигателя передавался на кормовой гребной винт. В составе парогазовой  машины имелся подогревательный аппарат с впрыскиванием и испарением  воды, конструкция которого основывалась на соответствующем агрегате  изделия 45-12. Примененная парогазовая машина развивала мощность порядка  270 л.с. Характерной особенностью новой машины стало отсутствие  возможности выбора режима работы. Новый агрегат был однорежимным и мог  работать только на максимальной мощности.

Изначально Остехбюро  разрабатывало два варианта новой торпеды. Модификация 53-27л  предназначалась для вооружения подводных лодок, а торпедные катера  должны были нести торпеду 53-27к. Отличия двух изделий заключались в  конструкции внешних агрегатов и способе пуска. «Подводный» вариант  торпеды следовало запускать из трубного торпедного аппарата субмарин при  помощи сжатого газа. Модификация «К» предназначалась для торпедных  аппаратов желобного типа. В таком случае запуск двигателя и иные  процедуры требовали иного подхода к выполнению.

Разработка  проекта новой 533-мм торпеды завершилась в 1927 году, после чего завод  «Двигатель» приступил к производству опытных партий этого вооружения.  Простой предприятия в течение нескольких лет привел к неприятным  последствиям. Сотрудники растеряли необходимые навыки, что сказалось на  качестве продукции. Первые торпеды нового типа не отличались высоким  качеством изготовления, а также имели недостаточные характеристики. В  ходе испытаний отмечались не только низкие показатели, но и проблемы  технологического характера. В частности, наблюдались проблемы с  управлением по глубине, а некоторые изделия имели негерметичный корпус.  После выявления подобных проблем специалистам Остехбюро и  завода-изготовителя пришлось потратить массу сил и времени на доводку  проекта и исправление недостатков оружия.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/thumbs/1456851153_d-2-narodovolec-ta.jpg
Носовые 533-мм торпедные аппараты подлодки Д-2 "Народоволец" серии I "Декабрист". Фото Wikimedia Commons

Следствием  подобных проблем и необходимости их исправления стало затягивание  работ. Испытания и доводка нового оружия начались в 1927 году и  продолжались несколько лет, завершившись только в 1930-м. За это время  рабочие завода «Двигатель» собрали и вместе с Особым техническим бюро  проверили около полусотни торпед в обеих модификациях, как  предназначенных для подлодок, так и созданных для надводного флота.  После завершения всех предварительных работ и исправления самых крупных  недостатков народный комиссариат обороны и руководство оборонной  промышленности одобрили проект. Кроме того, завод и Остехбюро получили  разрешение на полноценное производство новых торпед 53-27 с последующей  поставкой изделий флоту.

Первая советская торпеда 53-27  отличалась от предыдущей 45-12 не только размерами, но и иными  значениями некоторых других характеристик. Кроме того, имелось и  заметное отставание по ряду параметров. За счет увеличенной мощности  парогазовой машины удалось довести скорость до 43,5 узла, однако  возможность изменения скорости отсутствовала. Глубина хода могла  меняться в пределах от 3 до 14 м и регулировалась имеющейся автоматикой.  При этом дальность хода сократилась до 3700 м. Для сравнения, 45-12, в  зависимости от установленной глубины хода, могла атаковать цели на  дистанции до 6 км.

В ходе серийного выпуска торпеда 53-27  претерпевала некоторые изменения. Новые серии этого оружия постоянно  дорабатывались, что приводило к некоторому повышению характеристик. Тем  не менее, по совокупности параметров все новые версии почти не  отличались от базовой модификации. Самые заметные изменения были внесены  в конструкцию в начале тридцатых годов в т.н. 200-й серии. Торпеды  этого выпуска получили обновленное удлиненное боевое отделение с 250 кг  взрывчатки. За счет такой доработки длина оружия увеличилась до 7,15 м, а  масса возросла до 1725 кг. Прочие характеристики почти не поменялись.  Незначительный прирост веса и размеров не смог оказать заметного влияния  на характеристики скорости и дальности: торпеда по-прежнему могла  пройти до 3,7 км на скорости около 43,5 узла. Увеличенная боевая часть  заинтересовала военных, вследствие чего торпеды 200-й серии стали самыми  массовыми среди всего выпуска 53-27.

По разным данным, к 1935  году завод «Двигатель» построил не менее 2-2,5 тыс. торпед  типа 53-27 в  двух модификациях, для надводного и подводного флота. Так, только в  1934 году заказчику передали более шести сотен торпед для подлодок и  около 220 для кораблей и катеров. В 35-м производство первых советских  торпед собственной разработки было остановлено. Изделие 53-27 имело  недостаточные характеристики, из-за чего дальнейшее его производство  посчитали нецелесообразным. Требовалось провести глубокую модернизацию с  повышением основных характеристик. Развитие проекта путем небольших  доработок в каждой серии посчитали неприемлемым.

В начале  тридцатых годов Советский Союз закупил у Италии несколько образцов  современного торпедного вооружения, в том числе 533-мм изделие,  получившее новое обозначение 53Ф. В ходе модернизации торпеды 53-27 было  решено использовать некоторые комплектующие зарубежной разработки. У  итальянской торпеды заимствовали гидростат, подогревательный аппарат,  регулятор давления и некоторые другие узлы. Обновленная подобным образом  торпеда была принята на вооружение в 1936 году и получила обозначение  53-36. От базовой 53-27 она отличалась составом комплектующих, но не  основными характеристиками. Габариты, вес, боевая часть, скорость и  дальность хода остались на прежнем уровне.

Следует отметить, что  53-36 почти не отличалась от базовой 53-27 не только по основным  характеристикам. В ходе нового проекта опять проявились технические и  технологические проблемы, из-за которых с 1936 по 1938 год  военно-морскому флоту удалось поставить лишь сотню торпед с  заимствованными агрегатами. В 38-м неудачное изделие 53-36 сняли с  вооружения. В общей сложности было построено и передано заказчику лишь  несколько тысяч торпед типов 53-27 и 53-36, причем основную массу  составили изделия первой модели в нескольких модификациях.

Весной  1937 года Остехбюро перешло в ведение Наркомата оборонной  промышленности. Позже его преобразовали в Особое техническое управление,  а затем разделили на три отдельных научно-исследовательских института.  Осенью несколько сотрудников этой организации, в том числе руководители  проекта 53-27 были арестованы. В начале 1938 года В.И. Бекаури и П.В.  Бехтерев были расстреляны.

Производство торпед 53-27 прекратилось  в 1935 году. Их модернизированный вариант 53-36 выпускался до 1938  года. За все время разработки и производства двух новых торпед авторам  проектов так и не удалось ликвидировать имеющиеся недостатки и повысить  характеристики изделий до приемлемого уровня. Тем не менее, до  определенного времени альтернатива такому оружию отсутствовала, из-за  чего флоту приходилось эксплуатировать не самые лучшие торпеды.

Ввиду  невозможности быстрого и полного перевооружения флота новыми торпедами  изделия 53-27 эксплуатировались до начала Великой Отечественной войны.  При этом первые случаи боевого применения такого оружия относятся к  Советско-финской войне. По имеющимся данным, в ходе этого конфликта  Балтийский флот использовал 11 торпед 53-27, из которых лишь три попали в  цель. Уничтожению кораблей противника помешало низкое качество  изготовления торпед, из-за которого надежность оружия была неприемлемо  низкой. В основном это проявлялось в виде многочисленных промахов.

Незадолго  до начала Великой Отечественной войны минно-торпедное управление флота  направило в Наркомат обороны предложение о выведении оставшихся торпед  53-27 в резерв второй очереди. Это означало, что имеющиеся старые  торпеды следовало отправить на тыловые склады, а затем снять с  вооружения, списать и утилизировать. Подобное предложение, имевшее  неплохие перспективы, не было реализовано в связи с началом войны,  которое потребовало оставить на вооружении даже устаревшее оружие.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/thumbs/1456851156_seriya-i-dekabrist.png
Подлодка серии I "Декабрист" - один из основных носителей торпед 53-27. Рисунок Wikimedia Commons

Известно,  что в ходе Великой Отечественной войны торпеды типа 53-27 применялись  подлодками Балтийского флота (прочие флоты подобные торпеды не  использовали). Было использовано 44 изделия этого типа: 19 кораблями и  катерами, 23 подлодками. Две стрельбы завершились отказом техники с  подрывом боевой части, три – успешным поражением цели. Прочие 18 торпед  не достигли своей цели или прошли мимо нее. При этом в распоряжении  Балтийского флота имелось 350 торпед 53-27. Низкая надежность и  эффективность первой советской торпеды получила новое подтверждение.

Ввиду  крайне низкого расхода на складах и базах оставалось большое количество  устаревших торпед с низкими характеристиками. Все это оружие со  временем было списано и утилизировано за ненадобностью. С конца  тридцатых годов флоту поставлялись только торпеды более новых моделей с  повышенными характеристиками. В связи с этим применение или даже  хранение торпед 53-27 сочли ненужным. Предвоенное предложение о переводе  устаревшего оружия в резерв 2-й очереди дошло до практического  выполнения только к середине сороковых.

Первая торпеда, созданная  в Советскою Союзе, не отличалась высокими характеристиками. Кроме того,  оставляла желать лучшего и надежность работы различных ее узлов. Тем не  менее, в середине двадцатых годов у советского военного флота не было  выбора, из-за чего ему приходилось использовать имеющиеся изделия,  которые могли быть созданы и построены отечественными специалистами. В  дальнейшем опыт разработки и эксплуатации торпед 53-27 с низкими  характеристиками позволили создать более удачный проект 53-38. Торпеды  этого типа отличались повышенными характеристиками, что позволило им  стать одним из основных вооружений подлодок в годы Великой Отечественной  войны. Что касается изделия 53-27, то оно, несмотря на массу проблем,  осталось в истории отечественного минно-торпедного вооружения в качестве  первой торпеды, созданной в Советском Союзе.

По материалам:
http://flot.sevastopol.info/
http://submarine-at-war.ru/
http://keu-ocr.narod.ru/
http://weapons-world.ru/

Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001

Автор Рябов Кирилл