С середины пятидесятых  годов новые советские подводные лодки стали получать торпедные аппараты  калибра 400 мм. Такое вооружение предназначалось для самообороны  подлодок от противолодочных кораблей противника, и должно было  использовать соответствующие торпеды. В самом начале шестидесятых годов  на вооружение была принята первая отечественная малогабаритная 40-см  торпеда МГТ-1. При этом большое количество имеющихся и строящихся  подлодок сохраняло стандартные 53-см торпедные аппараты и так же  нуждалось в оружии для самозащиты. По этой причине параллельно с МГТ-1 в  конце пятидесятых разрабатывалась торпеда, впоследствии принятая на  вооружение под обозначением САЭТ-60.

Предполагалось, что новые  торпеды будут использоваться имеющимися и перспективными подлодками в  качестве средства защиты от кораблей противника, что привело к  формированию общего облика новых изделий. В случае с торпедой калибра  533 мм следовало создать оружие с системой самонаведения в  горизонтальной плоскости и электрической силовой установкой, способной  обеспечить дальность хода не менее 10-12 км. В связи с такими  требованиями проект изначально получил обозначение ДЭСТ – «Дальноходная  электрическая самонаводящаяся торпеда». Кроме того, применялось название  «Изделие 228». Разработка нового оружия была поручена НИИ-400 (ныне  ЦНИИ «Гидроприбор») в сотрудничестве с СКБ завода «Двигатель» (г.  Ленинград). Главным конструктом назначили П.В. Матвеева.

Необходимо  отметить, что в конце пятидесятых годов советские торпедостроители  пытались найти наиболее перспективный путь развития вооружений. Основное  «соперничество» при этом шло между парогазовыми и электрическими  силовыми установками. Первые имели преимущество в мощности, повышавшее  скорость и дальность хода, а вторые отличались малым шумом, отсутствием  следа на поверхности, сравнительной простотой и т.д.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1458237105_saet-60-1.jpg
Торпеда САЭТ-60. Фото Militaryrussia.ru

Новые  проекты электрических торпед МГТ-1 и ДЭСТ стали важными вехами в  развитие отечественных вооружений для флота. В рамках их разработки были  созданы новые электротехнические системы, позволившие поднять  характеристики электрических торпед на новый уровень. При этом, если  торпеда МГТ-1 была специфическим оружием без явных аналогов, то ДЭСТ в  итоге могла прямо соперничать с парогазовыми изделиями. В дальнейшем  серийные «Изделия 228» показали все преимущества выбранной архитектуры и  прочно заняли свое место в номенклатуре флотских вооружений.

К  1960 году сотрудники двух организаций-разработчиков завершили создание  нового проекта. С целью повышения характеристик торпеда ДЭСТ должна была  использовать некоторые новые агрегаты. В частности, она стала первой  отечественной 53-см торпедой, оснащенной серебряно-цинковой  аккумуляторной батареей с ампулированным электролитом. Аналогичную  систему электропитания должна была получить и торпеда МГТ-1. Разработка  батарей для двух новых торпед велась параллельно специалистами  Научно-исследовательского аккумуляторного института (НИАИ, г.  Ленинград).

Интересной чертой множества проектов торпедного  вооружения было применение тех или иных готовых наработок, уже освоенных  в предыдущих изделиях. Проект ДЭСТ не стал исключением из этого  правила. Новая торпеда должна была получить корпус традиционной  вытянутой формы с обтекателями в носовой и хвостовой частях. В корме  предусматривались четыре пера-стабилизатора с рулями и два соосных  гребных винта, вращавшихся в противоположных направлениях.

Одновременно  с этим в конструкции корпуса были применены новые наработки. Так,  корпус было решено делать из сплавов алюминия с магнием, а некоторые  детали следовало выполнять из титана. При помощи подобных материалов  предлагалось обеспечивать высокую прочность корпуса, при которой торпеда  могла бы применяться на сравнительно больших глубинах. С целью  улучшения ходовых характеристик традиционный полусферический головной  обтекатель был заменен деталью оживальной формы. На корме корпуса и  хвостовых стабилизаторах закреплялись детали шумопонижающего устройства.  Общая длина торпеды нового типа составляла 7,8 м, максимальный диаметр  остался стандартным – 533 мм. Масса достигла 2 т.

Несмотря на все  нововведения в конструкции корпуса, компоновка внутренних объемов  осталась прежней и соответствовала архитектуре первых самонаводящихся  торпед. В головном обтекателе поместили систему самонаведения. Позади  нее расположилось боевое зарядное отделение с взрывателем, которое могло  заменяться практическим. Центральная секция корпуса являлась  аккумуляторным отсеком, а объем позади него отдавался под аппаратуру  управления, рулевые машинки и электрический двигатель.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/1458237150_saet-60-3.jpg
Кормовая часть торпеды с винтами и рулями. Фото Militaryrussia.ru

Для  торпеды ДЭСТ была разработана новая пассивная акустическая система  самонаведения. Проектированием этого изделия занимались А.А. Апрелков,  Б.Н. Старовойтов и Г.М. Сорока. Насколько известно, никакие кардинально  новые идеи в системе для «Изделия 228» не применялись. Использовалась  гидроакустическая антенна с несколькими приемниками, позволявшими  определять направление на источник шума. Чувствительность  магнитострикционных приемников позволяла находить корабль, движущийся со  скоростью порядка 19-24 узлов, с дистанции до 800 м.

Торпеду  ДЭСТ предлагалось оснащать фугасным боевым отделением весом 300 кг. Для  инициации подрыва предлагались контактный и неконтактный взрыватели,  позволявшие поражать цель как при прямом попадании, так и при проходе на  небольшом расстоянии от нее. Также было разработано практическое  зарядное отделение аналогичной массы, оснащенное системами регистрации  параметров и аппаратурой для всплытия на поверхность после стрельбы.

«Изделие  228» стало первой отечественной 53-см торпедой, которую предлагалось  оснащать аккумуляторной батареей нового типа. С целью повышения  характеристик скорости и дальности хода вместо традиционной для того  времени свинцово-цинковой батареи применили серебряно-цинковую с возимым  ампулированным электролитом. Для торпеды ДЭСТ специалистами НИАИ была  разработана одноразовая батарея «Изделие 512-1», также известная под  обозначением ЗЭТ-1 («Заливающаяся электрическая торпедная, 1 модель»).

По  общей архитектуре батарея «512-1» мало отличалась от других подобных  изделий, однако имела важную черту. Для увеличения срока службы  предлагалось транспортировать батарею с сухими отсеками. Жидкий  электролит при этом должен был располагаться в отдельных резиновых  резервуарах. Только в момент выстрела при помощи сжатого воздуха  электролит должен был поступать внутрь батареи, активируя выделение  энергии. В соответствии с первоначальным техническим заданием, батарея  ЗЭТ-1 могла храниться без обслуживания (на подлодке) в течение трех  месяцев. В дальнейшем доработки и совершенствования, проведенные по  требованию флота, позволили довести срок хранения до 12 месяцев.  Гарантийный срок хранения составлял 8 лет. Важной особенностью новой  батареи было отсутствие необходимости вентиляции корпуса торпеды и  регулярной подзарядки.

Торпеда ДЭСТ получила электрический  двигатель ДП-2М стандартной для такого изделия биротативной схемы. От  двигателя отходили два вала, жестко связанные с двумя соосными гребными  винтами. Какие-либо редукторы или дифференциалы отсутствовали ввиду  специфики конструкции двигателя.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/thumbs/1458237174_saet-60-2.jpg
Ядерное боевое отделение для торпед калибра 533 мм. Фото Rocket-history.livejournal.com

Для  управления на начальном участке траектории и выполнения команд системы  самонаведения «Изделие 228» получило гидростат и электрогироскопический  прибор курса. Задачей гидростата был вывод торпеды на заданную глубину,  которую можно было установить в пределах от 2 до 14 м. Гироскоп прибора  курса должен был следить за положением торпеды и возвращать ее в  требуемое положение, подавая команды на рулевые машинки. После включения  самонаведения автопилот получал команды от нее и гидростата, сохраняя  глубину хода и корректируя курс.

Для введения необходимой  информации в электронику торпеды на корпусе предусматривался специальный  разъем. После помещения торпеды в трубу аппарата происходило соединение  контактов, после чего торпедисты могли установить необходимые параметры  и тем самым подготовить оружие к работе.

По принципу работы  торпеда ДЭСТ почти не отличалась от других отечественных самонаводящихся  торпед того времени. Поместив торпеду в торпедный аппарат, экипаж  подлодки-носителя должен был ввести в ее аппаратуру глубину хода и  некоторые другие параметры. После выброса торпеды из аппарата  автоматически производилась заливка аккумуляторов, что приводило к  включению всех электрических систем, в том числе двигателя. Первый  участок траектории торпеда должна была проходить по командам  гироскопического прибора курса и гидростата.

На расстоянии около  600-800 м от цели (в зависимости от ее размеров и производимого шума)  происходило включение в работу системы самонаведения. Фиксируя колебания  воды, аппаратура должна была определять направление на цель и выводить  на нее торпеду, для чего передавались соответствующие команды на прибор  курса и рулевые машинки. При прямом столкновении с целью или проходе на  небольшом расстоянии от нее взрыватель инициировал подрыв боевого  отделения. При некоторых обстоятельствах торпеда сохраняла достаточный  заряд батарей для повторного захода на цель.

Электрическая  силовая установка на основе новой серебряно-цинковой батареи повышенной  емкости позволила увеличить основные характеристики торпеды в сравнении с  предыдущими аналогичными системами. Использованный на ДЭСТ двигатель  мог работать в двух режимах с разной мощностью, разгоняя торпеду до 35  или 42 узлов. На максимальной скорости дальность хода достигала 13 км,  на уменьшенной – 15 км.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/thumbs/1458237109_705-lira-ta.jpg
Торпедные аппараты АПЛ проекта 705 "Лира". Фото Forums.airbase.ru

В  1960 году торпеда ДЭСТ / «Изделие 228» вышла на испытания, где показала  себя с хорошей стороны. Несмотря на наличие некоторых недостатков,  которые вскоре были исправлены, торпеду рекомендовали к принятию на  вооружение. Соответствующий приказ был подписан в 1961 году (по другим  данным, в начале 1960 года). При принятии на вооружение изделие ДЭСТ  получило новое обозначение САЭТ-60 – «Самонаводящаяся акустическая  электрическая торпеда обр. 1960 года». Серийное производство этого  оружия поручили заводу «Дагдизель» (г. Каспийск).

Торпеды САЭТ-60  должны были войти в номенклатуру вооружений различных подводных лодок  советского ВМФ. Применять такое оружие могли почти все отечественные  субмарины, оснащенные торпедными аппаратами калибра 53 см. Таким  образом, в начале шестидесятых годов новое оружие для самообороны –  торпеды САЭТ-60 и МГТ-1 – получило большое число подлодок, вооруженное  53-см и 40-см торпедными аппаратами. Подводные силы военно-морского  флота получили хорошие аргументы в споре с противолодочными кораблями  вероятного противника.

По некоторым данным, освоение новых торпед  столкнулось с некоторыми проблемами. Прежде всего, подводников и  торпедистов не вполне устраивали характеристики оружия, а именно  сравнительно малая скорость и короткий срок содержания на субмарине без  необходимости проведения регламентных работ. По этим параметрам САЭТ-60  серьезно проигрывала парогазовым торпедам. Одновременно с этим имелось  значительное преимущество в виде системы самонаведения и возможности  скрытной атаки противника с минимальным риском обнаружения по шуму или  следу торпеды. Кроме того, освоение оружия не обходилось без аварий.  Время от времени на различных подлодках возникали возгорания,  разгерметизации с т.н. самозаливом батарей и прочие инциденты. Со  временем от всех этих проблем избавились.

В 1967 году на  вооружение была принята модернизированная торпеда САЭТ-60М, созданная  СКБ завода «Двигатель». От базового изделия она отличалась применением  новой серебряно-цинковой батареи ЗЭТ-1М, оснащенной анодом из губчатого  цинка. Также были доработаны приборы управления, взрыватель и т.д.  Важным нововведением стало применение электромагнитного контактора для  связи с аппаратурой ввода команд вместо базового пневматического.

В  ходе модернизации основные параметры торпеды остались на прежнем  уровне, однако выросла надежность и улучшились другие особенности  эксплуатации, в том числе срок содержания на подлодке. Кроме того,  максимальная скорость хода была увеличена до 43 узлов. На максимальной  скорости САЭТ-60М могла пройти до 12 км.

Так же в 1967 году на  вооружение приняли новое боевое отделение для 533-мм торпед различных  типов. В частности, была обеспечена совместимость с изделиями семейства  САЭТ-60. Новое боевое отделение было разработано московским ВНИИ  Автоматики им. Н.Л. Духова под руководством А.А. Бриша. Внутри  металлического корпуса стандартных обводов разместили ядерный боевой  блок. Общий вес такого изделия составлял 550 кг. Ядерное боевое  отделение могло применяться с электрическими и парогазовыми торпедами  нескольких моделей. В 1980 году это изделие сняли с вооружения.

http://topwar.ru/uploads/posts/2016-03/thumbs/1458237165_705-lira.jpg
Подлодки типа "Лира" - единственные носители торпед САЭТ-60М. Фото Forums.airbase.ru

В  1971 году на вооружение приняли еще одну модификацию «Изделия 228» –  САЭТ-60А, предназначенную специально для подводных лодок проекта 705  «Лира». Появлению этой модификации оружия способствовали неоднозначные  процессы в области вооружений подлодки. Специально для «Лир» был  разработан новый торпедный аппарат, в конструкцию которого внедрили  несколько оригинальных узлов. Одним из самых важных нововведений  оказалась новая система ввода данных. Использованный электроконтактный  ввод позволял решать поставленные задачи, но не был совместим с  существующими торпедами. Как следствие, специалистам НИИ-400 и СКБ  завода «Двигатель» пришлось разрабатывать новый вариант торпеды САЭТ-60 с  электроконтактным приемником команд. По этой причине, в частности, до  определенного времени изделие САЭТ-60А было единственной торпедой лодок  проекта 705.

В 1975 году СКБ завода «Дагдизель» создало  экспортный вариант торпеды САЭТ-60М – САЭТ-60МЭ. Конструкция этого  оружия почти полностью повторяла базовую и отличалась лишь некоторыми  особенностями.

Торпеда САЭТ-60, имевшая некоторые специфические  особенности, не сразу заслужила доверие торпедистов военно-морского  флота. Тем не менее, после всех доработок и совершенствования  конструкции моряки оценили это оружие и начали его полноценную массовую  эксплуатацию. По имеющимся данным, в семидесятых годах доля  электрических торпед на флоте, в том числе в подводных силах, достигла  75% от общего количества. В случае с субмаринами основным вооружением  была САЭТ-60 и ее модификации. Таким образом, несмотря на исходный  скептицизм, флот оценил новинку по достоинству.

Торпеды семейства  САЭТ-60 оставались на вооружении в течение трех десятилетий. Приказ об  их снятии с вооружения был подписан только в начале девяностых годов. К  этому времени у значительной части изделий вышел гарантийный срок  хранения, однако остававшиеся в наличии торпеды все еще находили  некоторое применение. Следует отметить, после снятия САЭТ-60 с  вооружения подлодки остались без специализированных торпед для  самообороны. К этому времени подобную концепцию признали  несостоятельной, результатом чего стало перевооружение субмарин  торпедами иных классов.

Торпеда САЭТ-60 стала первым  отечественным оружием своего класса, получившим серебряно-цинковую  одноразовую батарею с возимым электролитом. Такая архитектура  аккумуляторов позволяла достичь высоких характеристик, что и было  сделано в ходе проекта. Удачное завершение работ по «Изделию 228» / ДЭСТ  / САЭТ-60 позволило не только обеспечить подлодки новым вооружением, но  и показать все перспективы электрических торпед. Именно благодаря  САЭТ-60 электрические торпеды получили большое распространение в  советском флоте и на долгие годы оставили за собой важнейшее место в  номенклатуре флотских вооружений.

По материалам:
http://flot.com/
http://moremhod.info/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-467.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Гусев Р.А. Такова торпедная жизнь. – С.-Пб.: Ива, 2003
Бозин Л.М. Очерки торпедной жизни. – С.-Пб., 2006

Автор Рябов Кирилл