Конец пятидесятых и начало шестидесятых годов стали периодом множества прорывов в области минно-торпедного вооружения. В сравнительно краткие сроки советские специалисты завершили ряд важных научно-исследовательских работ, что позволило разработать несколько типов торпед с новым оснащением и повышенными характеристиками. Главными достижениями того времени стали появление полноценных систем самонаведения с достаточно высокими характеристиками, а также освоение новых силовых установок, воплощенные в ряде проектов. К примеру, торпеда 53-61 стала первым серийным оружием с активной акустической системой наведения и с машиной, использующей перекись водорода.
Появлению торпеды 53-61 предшествовали несколько предварительных исследований и проектов, целью которых была проверка и отработка новых идей. Так, в 1949 году НИИ-3 военно-морского флота разработал и испытал парогазовую машину для торпед, основанную на немецких разработках. В качестве основы для этого изделия была взята главная машина трофейной торпеды Stein Wal образца 1944 года. В состав новой силовой установки вошли несколько основных узлов: бак для жидкого пероксида водорода, системы подачи топлива, твердый катализатор и поршневая машина. Предлагалось подавать жидкое топливо на катализатор, что приводило к его разложению на воду и кислород с высвобождением большого количества тепла. Образовавшаяся парогазовая смесь подавалась в цилиндры машин и вращала гребные винты. Немецкая торпеда, использовавшая подобный двигатель, могла развивать скорость до 45 узлов и преодолевать до 22 км.
После стендовых испытаний новую силовую установку смонтировали на опытной торпеде, получившей условное обозначение «Аллигатор». В начале пятидесятых годов прямоидущая экспериментальная торпеда прошла морские испытания, показавшие высокий потенциал примененного двигателя. Торпеда «Аллигатор» в серию не пошла, но результаты ее испытаний в дальнейшем помогли создать новое оружие.
Общий вид торпеды 53-61
Расчеты и испытания показывали, что применение перекиси водорода, в том числе в сочетании с другим горючим, позволяет значительно повысить характеристики торпеды. К началу второй половины пятидесятых на основе имеющихся наработок была сформирована концепция перекисной силовой установки, в дальнейшем примененная в серийных изделиях. Предлагалось разлагать пероксид водорода при помощи катализатора, а затем сжигать в полученной парогазовой смеси керосин. Получившиеся газы можно было направлять в поршневую машину или на турбину. В обоих случаях намечался серьезный рост характеристик в сравнении с существующими машинами. Кроме того, большую часть выхлопа двигателя составлял водяной пар, полностью растворявшийся в забортной воде. Таким образом, торпеда с двигателем на перекиси водорода не демаскировала себя пузырьковым следом.
На основе имеющегося опыта и с применением новейших технологий в середине пятидесятых стартовала разработка нового оружия. Перспективная торпеда получила рабочие обозначения ДБСТ («Дальноходная бесследная самонаводящаяся торпеда») и «Изделие 237». Проектированием этого оружия занялись специалисты филиала НИИ-40 в г. Ломоносов (ныне НИИ Мортеплотехники) под руководством В.С. Осипова. В качестве разработчиков и поставщиков различного оборудования к проекту были привлечены некоторые сторонние организации. В частности, приборами управления занимался головной НИИ-400, являвшийся одним из основных разработчиков минно-торпедного вооружения в стране.
В проекте ДБСТ предлагалось объединить несколько новых идей и решений, которые пока не нашли применения в советских торпедах. Следствием этого стала определенная сложность работ. Одновременно с этим новая торпеда должна была иметь полную совместимость с существующими торпедными аппаратами, что сказалось на некоторых особенностях ее конструкции. Так, все новые агрегаты были вписаны в цилиндрический вытянутый корпус диаметром 533 мм. Сохранились традиционные полусферический головной обтекатель и сужающаяся хвостовая часть со стабилизаторами, рулями и двумя соосными гребными винтами.
Компоновка «Изделия 237» так же была стандартной для самонаводящихся торпед, но с поправкой на новый тип силовой установки. В головном обтекателе располагалась система самонаведения, позади которой находилось боевое отделение. Центральный отсек корпуса отдали под резервуары для перекиси водорода, керосина, масла и т.д. В корме поместили системы управления с рулевыми машинками и все агрегаты двигателя. Ввиду применения акустического самонаведения в кормовой части корпуса устанавливались шумопонижающие устройства.
Для новой торпеды была разработана активная акустическая система наведения, известная как аппаратура «А» или «Андромеда». Создание этой системы велось в НИИ-400 под руководством А.А. Кострова. Основными элементами системы самонаведения были пять излучателей, смонтированных в круглых отверстиях на головном обтекателе торпеды. Интересной особенностью «Андромеды» был принцип действия. В отличие от предыдущих систем наведения для торпед, она должна была искать не шум цели, а определять ее кильватерный след. Излучая и принимая сигналы, система определяла одну из кромок следа и начинала движение вдоль нее. Конечной точкой такого движения оказывалась кормовая часть надводного корабля-цели.
Система «Андромеда» могла обнаружить кильватерный след на дистанции до нескольких километров от цели. При атаке корабля длиной 100 м и осадкой 4 м, идущего со скоростью 10-12 узлов, дистанция обнаружения следа составляла не менее 400-500 м. При дальнейшем увеличении скорости цели возмущения воды должны были увеличиваться, повышая дальность захвата следа.
Торпеда ДБСТ получила боевое отделение с зарядом весом 305 кг. Для гарантированного поражения цели даже в случае некоторого промаха предлагалось использовать неконтактный оптический взрыватель (по другим данным, магнитный) разработки НИИ-400. На верхней части корпуса торпеды, позади отсека аппаратуры самонаведения, находился крупный прозрачный «глазок» датчика цели. Фиксируя резкое изменение освещенности, взрыватель должен был подрывать боевую часть и поражать цель. Также предлагалось практическое зарядное отделение для использования в учебных целях.
Компоновка торпеды. 1 - система самонаведения; 2 - боевое отделение; 3 - взрыватель; 4 - аппаратура неконтактного взрывателя; 5 - приборы управления; 6 - резервуар для керосина; 7 - резервуар для перекиси водорода; 8 - отсек двигателя; 9 - катушки неконтактного взрывателя, 10 - воздушный резервуар
Параллельно с торпедой разрабатывалось альтернативное боевое отделение, предназначенное для решения специальных задач. Изделие АСБЗО («Автономное специальное боевое зарядное отделение»), созданное НИИ-400 и КБ-25 Министерства среднего машиностроения, отличалось использованием ядерного боезаряда. Мощность последнего составляла 20 кт, что позволяло в разы повысить могущество торпеды и эффективность ее применения по различным целям.
В центральной части корпуса располагались несколько баков для топлива и окислителя, применявшихся двигателем. В качестве главной машины торпеды ДБСТ был использован перекисный турбинный двигатель 2ТФ, созданный ломоносовским филиалом НИИ-400. В состав этой системы входили парогазогенератор для разложения перекиси водорода, камера сгорания для сжигания керосина в парогазовой атмосфере и турбина, связанная с гребными валами. По имеющимся данным, на турбину подавалась парогазовая смесь температурой порядка 900-950°C. Это позволяло двигателю развивать мощность до 550 кВт и обеспечивать торпеде высокие характеристики.
Двигатель 2ТФ должен был работать в двух режимах, отличающихся мощностью и, как следствие, скоростью движения. Предусматривалась возможность перемещения торпеды со скоростью 55 или 35 узлов. Применение этих режимов обеспечивало дальность хода 15 или 22 км соответственно. При этом стандартное применение «Изделия 237» подразумевало попеременное использование двух режимов.
Система управления ДБСТ была построена на основе гидростата и прибора курса. Их задачей было удержание торпеды на заранее заданной глубине и стартовом курсе до момента обнаружения кильватерного следа цели. Найдя след, торпеда переходила под управление гидростата и системы самонаведения. В таком режиме она могла оставаться на требуемой глубине, но получала возможность маневрировать и наводиться на найденную цель.
Торпеда ДБСТ могла применяться как подлодками, так и надводными кораблями. Перед применением ее следовало загружать в торпедный аппарат и вводить основные данные для стрельбы: глубину и дальность хода на первом режиме. Эти параметры определялись торпедистами на основании имеющихся данных о цели. Далее следовал выстрел, после чего торпеда начинала самостоятельное движение к цели, сохраняя первоначальный курс. В течение заданного времени двигатель должен был работать на максимальной скорости, разгоняя торпеду до 55 узлов.
Пройдя заранее рассчитанное расстояние на максимальной скорости, торпеда должна была замедляться до 35 узлов и начинать поиск кильватерного следа. Применение пяти активных гидроакустических антенн, размещенных «веером», позволяло ускорить этот процесс и повысить вероятность успешного выполнения задачи. Найдя край кильватерного следа цели, торпеда начинала движение вдоль него. При достижении цели и столкновении с ней, либо при проходе под днищем, производился подрыв боевой части. При потере следа цели система «Андромеда» могла продолжить поиск и, снова найдя возмущения воды, продолжить движение к кораблю противника.
Кормовая часть изделия
К осени 1957 года разработка новой торпеды завершилась, после чего стартовала сборка опытных изделий. В конце октября того же года на Черном море прошли первые опытные стрельбы, в ходе которых были выявлены определенные недостатки различных узлов и агрегатов. Доводка торпеды ДБСТ заняла достаточно много времени. Завершить испытания нового оружия, соответствующего всем предъявляемым требованиям, удалось только в начале шестидесятых годов.
Все работы были завершены только в 1961 году, когда «Изделие 237» успешно прошло испытания и было рекомендовано к принятию на вооружение. В том же году (по другим данным, только в 1962-м) ДБСТ приняли на вооружение под обозначением 53-61 – торпеда калибра 53 см обр. 1961 г. Серийное производство было развернуто в Алма-Ате на заводе им С.М. Кирова. В том же году на вооружение приняли ядерное боевое отделение АСБЗО. В конце октября 61-го на пристрелочной станции озера Иссык-Куль были произведены два испытательных выстрела торпедами 53-61 со специальными боевыми частями (с инертным оснащением). В знак признания заслуг руководители проекта ДБСТ были удостоены Ленинской премии.
В 1964 году на вооружение приняли модернизированную торпеду 53-61М. От базового изделия она отличалась рядом серьезных доработок. По некоторым данным, самым серьезным нововведением проекта 53-61М стала новая система самонаведения. Вместо акустической системы «Андромеда» на торпеде установили оптическую аппаратуру типа С-380. Она должна была находить кильватерный след цели на дальностях до нескольких километров (при высокой скорости цели) и обеспечивать наведение торпеды на источник волн.
Согласно некоторым источникам, система С-380 не смогла справиться с испытаниями и не была принята на вооружение. Таким образом, комплекс мер модернизации оружия, предложенный проектом 53-61М, не мог включать установку новых средств самонаведения, а все доработки коснулись только других систем торпеды.
В конце шестидесятых годов торпеда 53-61 вновь прошла модернизацию, результатом которой стало появление изделия 53-61МА. Никаких значительных доработок конструкции, в том числе замены важных элементов, не производилось. Почти все изменения, по-видимому, носили лишь технологический характер. Торпеды с литерами «М» и «МА» производились на заводе им. Кирова.
Торпеда ДБСТ / «Изделие 237» / 53-61 стала первым отечественным оружием своего класса, которое получило перспективную перекисную силовую установку. Кроме того, впервые в отечественной практике вместо поршневой машины была применена турбина. Все это сказалось на характеристиках торпеды, позволив значительно увеличить скорость и дальность хода в сравнении с существующими образцами. Освоение торпед обр. 1961 года и дальнейшее развитие технологий значительно сказалось на будущем минно-торпедного вооружения. Технологии, появившиеся и осваивавшиеся в пятидесятых и шестидесятых годах, до сих пор используются в новых проектах.
По материалам:
http://flot.sevastopol.info/
http://kremalera.narod.ru/
http://flot.com/
http://worldweapon.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-471.html
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001
Гусев Р.А. Такова торпедная жизнь. – С.-Пб.: Ива, 2003
Автор Рябов Кирилл
Использованы фотографии:Militaryrussia.ru, Kremalera.narod.ru