Nieuport-Delage NiD-29
Разработчик: Nieuport-Delage
Страна: Франция
Первый полет: 1918
Тип: Истребитель
Прототип одноместного истребителя NiD.29, по французской классификации относившийся к категории самолетов C.1, совершил первый полет 21 августа 1918 года. Он представлял собой биплан с оснащенными элеронами крыльями одинакового размаха. Самолет показал себя хорошо и в целом соответствовал требованиям заказчика, кроме показаний по практическому потолку. На втором прототипе сохранили двигатель Hispano-Suiza 8Fb и тонкий фюзеляж круглого сечения предшественника, но размах крыльев был немного увеличен.
После того как прототип Ni-D 29 стал соответствовать требованиям по практическому потолку, он в начале 1920 года был поставлен в серийное производство. Внешним отличием серийных самолетов стало удаление элеронов с верхнего крыла и увеличение размаха элеронов нижнего крыла.
Первые поставки в ВВС Франции выполнены в 1922 году, самолет поступил в дислоцированные в Германии эскадрильи SPA 37, 81 и 91, позже переименованные в 101-ю, 102-ю и 103-ю эскадрильи. Самолет стал весьма популярным, хотя пилоты отметили тенденцию машины к затягиванию в плоский штопор. Около 250 истребителей Ni-D 29 были построены для Франции. В течение 1922-1924 годов были получены заказы от 18 клиентов, Ni-D 29 вскоре стал самым популярным истребителем периода 1920-х годов.
Испания приобрела 30 машин (10 были выпущены в стране по лицензии); Бельгия - 108 самолетов (87 построены по лицензии компанией SABCA); Японии был поставлен один образец, а впоследствии компания "Nakajima" построила по лицензии 608 истребителей под обозначением Ko-4; итальянские ВВС приобрели шесть самолетов французской постройки, а затем еще 175 серийных самолетов, 95 из которых построила компания "Macchi" под обозначением Macchi-Nieuport 29, а еще 80 - компания "Caproni" (самолеты в 1925-1928 годы состояли на вооружении шести итальянских истребительных эскадрилий). Кроме того, Швеция приобрела 9 самолетов, эксплуатируя их под обозначением J2, и небольшое количество Ni-D 29 использовалось в Аргентине.
Французы использовали Ni-D 29 в боях против повстанцев в Марокко, причем часть машин была переоборудована в вариант B.1 и могла нести бомбы малого калибра. Испанские Nieuport принимали участие в подавлении выступлений повстанцев в североафриканских колониях. Что касается Японии, то там Ko-4 составляли основу парка истребительной авиации Императорской Армии вплоть до 1933 года, сыграв важную роль во время оккупации Маньчжурии и в Шанхайском инциденте 1932 года. Были разработаны несколько гоночных вариантов модели Ni-D 29, установивших не менее восьми мировых рекордов скорости.
Модификации :
NiD-29 C.1 первая серийная модификация.
NiD-29 B.1 экспериментальный вариант штурмовика, вооруженный шестью бомбами массой 10 кг. Небольшая партия самолетов была переделана в конфигурацию В.1.
NiD-29bis был представлен в 1922 г. на Авиасалоне в Париже. Имел уменьшенную площадь крыла и управляемый хвостовой костыль; построен только опытный самолет.
NiD-29G вариант, построенный параллельно с опытными самолетами, оснащенными двигателями Hispano-Suiza, имел ротативный двигатель Gnome 9N. Первый из двух построенных самолетов был переделан для установки двигателя Hispano-Suiza, двух основных и дополнительного хвостового поплавков и принял участие в 1920 г. в соревнованиях Grand Prix de Monaco, второй самолет прошел испытания с двигателем Gnome как возможный палубный истребитель, затем в 1920 г. он был переделан в самолет NiD-32RH c двигателем Le Rhone 9R мощностью 180 л.с.
NiD-29D вариант для попытки установления мирового рекорда высоты. Имел двигатель с турбонагнетателем Rateau, позволявший ему достигать высоты 7000 м.
NiD-29 E.1 учебно-тренировочный вариант, построенный для военной авиации Франции; был оснащен двигателем Hispano-Suiza мощностью 180 л.с. и вооружен одним синхронным пулеметом Vickers.
NiD-29 SHV вариант гидросамолета для соревнования Шнайдер Трофи 1919г. Размах крыла был уменьшен до 8 м, с планера было снято военное оборудование, и на нем произведена усовершенствованная внешняя отделка. Было построено два самолета, один был представлен на соревнованиях в 1921 г., но фактически они не приняли участие ни в одном из двух соревнований.
NiD-29V разработанный в 1919 г. конструктором Мэри при содействии инжeнера компании Густава Делажа, самолет NiD-29V являлся легким гоночным вариантом с размахом крыла, уменьшенным до 6 м , двигателем HS 8Fb с мощностью, увеличенной до 320 л.с., и уменьшенным до 936 кг максимальным взлетным весом. Три построенных гоночных самолета были подвержены многочисленным модификациям и приняли участие во многих соревнованиях. Пилот Сади Лекуанте в 1919 г. выиграл соревнования Coupe Deutsche, а в 1920г. - соревнования Gordon Bennett Trophy на самолетах NiD-29V. Аэроплан NiD-29Vbis являлся единственным вариантом, предназначенным для достижения максимально возможной скорости: у него была удалена открытая кабина с ее лобовым стеклом и подголовником. Пилот должен был пригибаться в фюзеляже, полагаясь на обзор только через очень маленькие окна с каждой его стороны; неудивительно, что самолет был потерян во время аварии при посадке в апреле 1921 г.
ЛТХ:
Модификация NiD-29bis
Размах крыла, м 9.50
Длина, м 6.44
Высота, м 2.66
Площадь крыла, м2 27.00
Масса, кг
пустого самолета 850
нормальная взлетная 1190
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza 8Fb
Мощность, л.с. 1 х 300
Максимальная скорость , км/ч 237
Крейсерская скорость , км/ч 201
Практическая дальность, км 480
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 8200
Экипаж 1
Вооружение: два 7.7-мм пулемета Vickers