https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629985013_ki48-11.jpg

Этот  самолет вполне можно назвать «самолетом непростой судьбы». Вообще  различные коллизии и странности шли с ним крыло в крыло начиная от  самого момента задумки этой машины. А уж какая удивительная судьба  выпала самолету, так и вообще, слов нет.

Причиной создания самолета стала очередная японо-китайская война. Конечно, китайская авиация  не была помехой Императорским военно-воздушным силам, пока в дело не  вмешался Советский Союз. И тут начались не просто неприятности, а  пренеприятнейшие открытия.

Вроде бы не самая развитая в  техническом отношении страна, Советский Союз, предоставила Китаю свою  авиационную технику. И вчера японские летчики, чувствовавшие себя  королями китайского неба, сегодня оказались в положении мальчиков для  биться.

А как иначе, если «новейший» истребитель Ki-27 не мог  догнать советский бомбардировщик СБ, а японские бомбардировщики могли  только исправно гореть под пулями советских И-16 и даже И-15.

Причем,  особой надежды на то, что новые машины от «Кавасаки» и «Мицубиси»,  Ki-30 и Ki-32 хоть сколько-нибудь улучшат положение, не было. Уже в 1937  году стало ясно, что они еще не выйдя на старт военной гонки, забег  проиграли.

Технический отдел штаба ВВС сформулировал задание  персонально для «Мицубиси» и «Кавасаки», согласно которому они должны  были бы создать машину, которая сможет решить проблему, которая  нарисовалась в китайском небе.

«Мицубиси» вскоре вышла из соревнования, поскольку была загружена работой в интересах флота.

А  «Кавасаки» поступила просто. Инженер Такео Дои взял за образец текущий  проект тяжелого истребителя Ki-45  и попробовал создать на  его базе легкий бомбардировщик.

Понятно, что сделать из тяжелого  истребителя легкий бомбардировщик не так сложно. Усилить конструкцию,  внести бомбоотсек с бомболюком, места для стрелков и подобрать  двигатели. У Дои на это ушло полтора года и в середине 1939 года первый  прототип был готов.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629984996_ki48-1.jpg

Работы  по двум самолетам велись почти параллельно, и получалось так, что  изменения, которые вносили в конструкцию истребителя, вносились и в  бомбардировщик и наоборот.

В конце ноября 1939 года самолет пошел  в серию, как «двухмоторный легкий бомбардировщик Ki-48 Тип 99 «Sokei»  («Sokei» - южный ветер – прим.), а официальное принятие на вооружение  состоялось 11 мая 1940 года.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629984959_ki48-2.jpg

И  началась служба этого самолета, которая, заметим, продолжалась за  пределами Второй Мировой войны. Самолет стал участником сражений  абсолютно на всех фронтах Второй Мировой войны, где участвовала Япония. И  земля тех мест щедро усыпана частями «Сокаев».

Кстати, Ki-48,  который экспонируется в Москве на Поклонной горе, был доставлен туда с  острова Шумшу, где некоторое время провел в качестве элемента пейзажа, а  потом был восстановлен.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629984957_28.jpg

Самолет  показал себя на испытаниях и эксплуатации весьма и весьма достойно. Он  оказался практичным, легким в обслуживании, пилотам нравилась его  управляемость и да, по сравнению с предшественниками он был весьма  быстр. Истребительная база дала свои плоды и Ki-47 вполне мог развить  скорость в 500 км/ч, что было если не выше, то наравне со многими  истребителями того времени.

Так что план «Догнать и перегнать СБ» был выполнен на 100%.

Всю  свою жизнь Ki-48 был объектом различных экспериментов. Из него  постоянно хотели что-то такое сотворить, что дало бы преимущество  японской авиации. Это совершенно нормально, если принять во внимание  удачность конструкции.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629984930_ki48-3.jpg

Первой  разработкой стала попытка обратного превращения Ki-48 в тяжелый  истребитель сопровождения самих же Ki-48. Это случилось в 1942 году,  когда начались регулярные столкновения с европейскими и американскими  образцами истребительной техники. Которые регулярно наносили ущерб  Ki-48.

Так родился проект Ki-81, эскортного истребителя, который  должен был быть вооружен 4 пулеметами 7,7-мм (позже – 12,7-мм) и одной  20-мм пушкой в башне кругового вращения. Башня не получилась, ни с  электрическим, ни с гидравлическим приводом, и проект был отложен.

Естественно,  Ki-48 не миновала участь самолета для камикадзе. Экипаж сокращали с 4  до 2 человек, в бомболюке намертво устанавливалась 800-кг бомба, в нос  выводилась штанга взрывателя.

Ki-48 «Сокай» поучаствовал и в  реактивной программе Японии. Под бомбоотсеком был установлен первый  японский реактивный двигатель Ne.00.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629984977_ki48-6.jpg

Правда,  особых результатов зафиксировано не было, двигатель был откровенно  слаб. Но на базе полученных результатов были созданы уже вполне  вменяемые двигатели Nе.10 и Nе.12 в 1944 году.

Естественно, когда  на фирме «Кавасаки» закончили работу над противокорабельной управляемой  ракетой Ki-148 или I-GO-1b в июле 1944 года, Ki-48 был выбран на роль  носителя этой ракеты.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629984951_s-raketoj.jpg

Всего  были модифицированы четыре стандартных Ki-48-IIb, в качестве носителя  750-кг ракеты и направлены на испытания. Испытания показали, что 750-кг  ракета с боевой частью в 300 кг, управляемая по радио, может стать очень  серьезным оружием.  Правда, использовать ее предполагалось со специальных ударных самолетов  Ki-102 и Ki-67, а Ki-48 был исключительно испытательной платформой.

До  применения ракет Ki-148/I-GO-1b дело не дошло. В основном из-за проблем  с радиоуправлением. Но было изготовлено около 150 ракет.

Но это  были отдельные самолеты, которые подвергались переделкам. А основная  масса исправно служила в частях императорских ВВС Японии и готовилась к  боевым действиям.

Понятно, что на войну с Китаем и к событиям на  Хасане и Халхин-Голе Ki-48 не успел. Но ничего, грянула очередная  японо-китайская война, и там бомбардировщик принял участие по полной  программе.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629984991_27.jpg

Ki-48  принял участие в боях в Китае на всех направлениях. Там, конечно,  бомбардировщик, который летал со скоростью в 500 км/ч и дальность 1 230  км был очень кстати. Кроме обычной работы «Сокай» занимался еще  контрпартизанской борьбой.

«Кавасаки» весьма внимательно следила  за отзывами о своей машине и уже по сведениям, полученным из Китая,  была создана модификация Ki-48-Ib, в которой были учтены пожелания  экипажей по итогам боев в Китае.

Со временем Ki-48 вполне  закономерно начал вытеснять Ki-30 и Ki-32 в составе авиационных полков в  Китае. Постепенно бомбардировщик начали получать части, воюющие в  Французском Индокитае. Ki-48 принял участие в Малайской операции по  захвату Филиппин.

Когда оккупация Филиппин началась, одни ми из  первых на захваченные десантами аэродромы в Виган и Апарри сели именно  Ki-48. От действий бомбардировщиков очень сильно зависели темпы  продвижения японской армии.

Менее чем через неделю японцы почти  полностью уничтожили американские военно-воздушные силы на Филиппинах, и  бомбардировщики Ki-48 действовали уже не опасаясь противодействия  истребителей противника, работали по наземным целям. Формула «блицкрига»  по-японски работала.

Получилось очень эффективно: легкие Ki-48  разносили дороги и мосты на пути отступающих союзников, а тяжелые Ki-21  взламывали оборону и укрепления.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629984924_21.jpg

Так  было на Лусоне, Батаане, в других местах. Затем, после захвата  Филиппин, наступил черед Малайи. Рангун, Новая Гвинея, Восточные острова  Гвинейского архипелага – везде работали Ki-48.

Японцы пока  сохраняли преимущество в качестве подготовки пилотов и наземных  экипажей. Это были сливки армии, ветераны азиатской кампании, и  эффективность их боевой работы была определена не только отсутствием  противодействия авиации союзников, но и большим опытом японских  экипажей.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629984950_22.jpg

Но  Новая Гвинея стала тем, чем для японского флота стали Мидуэй и  Марианские острова. Японская авиация понесла в Новой Гвинее просто  огромные потери. Мясорубка, которая получилась в Новой Гвинее, обошлась  японской авиации почти в 700 самолетов. Были уничтожены целые полки.  Перебрасывались полки из Бирмы, Таиланда, Китая, Японии.

В битвах  на Новой Гвинее состоялась премьера новой модификации самолета,  Ki-48-IIb. Модель отличалась большей бомбовой нагрузкой и наличием  воздушных тормозов для работы с пикирования.

Кроме того, в  процессе модернизации один задний пулемет 7,7-мм был заменен на 12,7-мм  пулемет, а в окнах по бортам появились 7,7-мм пулеметы. Все это по идее  должно было усилить оборонительное вооружение и снизить потери  бомбардировочной авиации, которые стараниями американцев неуклонно  росли.

На одной из последних модификаций по бокам кабины штурмана  в носовой части появились еще два курсовых 7,7-мм пулемета. Но калибр  пулеметов делал их совершенно не актуальными.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629984987_ki48-9.jpg

А  воздушные тормоза экипажи предпочитали снимать, поскольку бомбить с  пикирования экипажи Ki-48 как-то не были обучены. А начинать учебу в  реальных условиях – даже японские летчики сочли это перебором.

Да, воевавшим в Новой Гвинее не повезло. Там был выбит цвет сухопутной бомбардировочной авиации Японии.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1629985007_25.jpg

Больше  повезло бомбардировщикам Ki-48 в Китае и Бирме, где они оставались  достаточно эффективными против английских, американских и китайских  сухопутных войск. Сложность рельефа и удаленность от путей снабжения  (порты) не позволила союзникам создать более-менее приличную сеть  аэродромов, так что японским экипажам было несколько легче, чем в Новой  Гвинее.

В Бирме действовали около 300 Ki-48, которые по мере сил наносили удары по британским войскам.

В  Китае части, летающие на Ki-48 постоянно наносили бомбовые удары по  китайским позициям. Но и китайские ВВС к тому времени стали представлять  собой вполне приличную силу.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1629984951_ki48-12.jpg

Например,  в рейдах на аэродром в городе Куньмин в 1943 году были задействованы  121 бомбардировщик и 165 истребителей японской армии. Потери китайских  ВВС и сил союзников были 30 уничтоженных и 27 поврежденных самолетов. За  это японцы заплатили 18 сбитыми самолетами. А когда к концу войны  союзники нарастили свое присутствие в Китае, то японцы начали нести  более значительные потери.

В Бирме и некоторых районах Индии все  произошло даже быстрее, чем в Китае. Британцы, оправившись от  первоначальных потерь, нарастили свою воздушную группировку до такой  степени, что полеты Ki-48 без истребительного прикрытия (а иногда и с  ним) заканчивались сбитыми самолетами на земле.

Известно  «Динжанское побоище», когда группа из 48 самолетов Ki-48 была  перехвачена 32 британскими Р-40. Было сбито 28 японских самолетов.

К  1944 году Ki-48 начали осуществлять вылеты небольшими группами, да еще и  в ночное время. Это несколько снизило эффективность ударов Ki-48, но  несколько снизило потери.

Система была довольно своеобразная:  вылет с аэродромов Таиланда в Рангун для дозаправки, потом прыжок на  север на любой из десятков вспомогательных аэродромов в Бирме, после  чего соединения легких бомбардировщиков могли ударить по широкому фронту  и вернуться обратно на свои базы.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629984943_23.jpg

Таким образом проводились рейды на объекты в Индии, Бирме и Южном Китае на протяжении всего 1944 года.

Группы  были небольшими, от 3 до 9 Ki-48. Даже на базу американских «стратегов»  В-29 «Суперфортресс» в Кхарагпуре был совершен налет в рождественскую  ночь 1944 года. Своеобразное «поздравление» привезли три Ki-48. Правда,  все три отчаянных экипажа были сбиты патрулировавшими район аэродрома  британскими ночными «Бофайтерами».

В целом, 1944 год стал годом заката для Ki-48. Последний бой для «Сокаев» настал при обороне Филиппин.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1629984919_ki48-5.jpg

В  июле 1944 года в японском генеральном штаба стало понятно, что вопрос  вторжения американцев на Филиппины и даже в Японию – дело времени. И  оборонять Филиппины и Формозу наконец-то решили единым фронтом, армии и  флота. Под единым же командованием.

Согласно этого плана была  образована 4-я воздушная армия, в которую были сведены все части,  использующие Ki-48. Базировались «Сокаи» на аэродромах «Кларк Филд» и  «Липа» на острове Лусон.

24 октября 1944 года воздушная армия  начала атаки против сил вторжения союзников в заливе Лейте. Задача –  уничтожение американского флота вторжения.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1629984966_24.jpg

Задача  оказалась невыполнимой. Потери были просто огромны. К концу первой  недели сражения от трех полков Ki-48 не осталось ничего. Все самолеты  были уничтожены. На помощь были переброшены два полка Ki-48 с Курил и  Борнео. И оба сгорели в том аду, который устроили для японской армии и  флота американцы.

К январю 1945 подразделения японских ВВС на  Филиппинах были уничтожены, и только атаки камикадзе представляли  некоторую угрозу для кораблей США. Ki-48 стал большой редкостью в небе  над Тихим океаном.

Уцелевшие самолеты стали переоборудоваться в  самолеты для «специальных атак» путем монтажа 800-кг бомбы с ударным  взрывателем. Эти самолеты были использованы при обороне Окинавы в 1945  году. Некоторое количество Ki-48 еще использовалось в качестве ночных  бомбардировщиков, а часть, уже переоборудованная в самолеты для  камикадзе, стояла в резерве на острове Кюсю, чтобы быть использованной  против транспортов вторжения на Японские острова. Эти самолеты  обнаружили уже во время оккупации американскими войсками.

Но самое интересное – это дальнейшая судьба Ki-48 после окончания войны.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/1629984959_ki48-7.jpg

Обычно  японские самолёты шли на слом, поскольку союзники наложили на Японию  ограничения. Но Ki-48 стал служить в иностранных ВВС.

Огромное  количество самолетов было оставлено японцами на Филиппинах, конкретно,  на острове Ява. В основном, стараниями американских бомбардировщиков,  это был металлолом. Но когда сразу после войны началась война за  независимость между индонезийскими повстанцами и голландскими  колонизаторами, то повстанцы смогли из этой рухляди собрать один  действующий Ki-48.

Когда сражение за независимость Индонезии от  Голландии окончилось победой индонезийцев, этот самолет положил начало  бомбардировочной авиации Индонезии.

В Китае в руки китайцев  вообще попало большое число бомбардировщиков Ki.48. И получили их и  националисты Гоминьдана в Нанкине и Пекине, и коммунисты в Манчжурии и  Северной Корее.

Сведений об использовании Ki.48 силами Гоминьдана  нет, а вот коммунисты мало того, что включили в свой состав японские  самолеты, так еще и наняли для их применения членов экипажей японских  самолетов, которые были сбиты в небе Китая!

Естественно, на условиях полной амнистии и прощения «заслуг» перед Китаем.

Японцы  пошли на сотрудничество и запросто начали бомбить силы Гоминьдана во  время Гражданской войны в Китае. Более того, японские летчики стали  первыми преподавателями двух китайских летных училищ в Харбине (1-е  училище ВВС НОАК) и Чаньчуне (2-е училище ВВС НОАК).

А  технический персонал японских летных частей ударными коммунистическими  темпами восстанавливал и ремонтировал Ki.48, доставшиеся по наследству  ВВС НОАК.

И к 1946 году, когда, собственно, была организована  Народно-Освободительная Армия Китая, ее ВВС насчитывали 46  бомбардировщиков Ki.48.

Эти самолеты служили до полной выработки ресурса и были списаны уже во второй половине 20 века.

Вот так имперский самолет оказался под флагом строителей коммунизма.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-08/thumbs/1629985012_ki48-4.jpg

Интересная  судьба, нехарактерная для японских самолетов. «Южный ветер» не закончил  свою карьеру под гусеницами бульдозеров, а стал основателем военных  авиаций двух стран.

По сути своей это был обычный самолет для  японской авиации. Легкий, быстрый, хорошо управляемый, надежный и  ремонтопригодный. Минусы тоже стандартные: отсутствие какой-либо защиты,  слабое оборонительное вооружение.

Стандартный японский самолет того времени, но вот так нестандартно сложилась его дальнейшая судьба.

ЛТХ Ki-48-IIb

Размах крыла, м: 17,45
Длина, м: 12,75
Высота, м: 3,80
Площадь крыла, м2: 40,00

Масса, кг
- пустого самолета: 4 550
- нормальная взлетная: 6 500
- максимальная взлетная: 6 750

Двигатель: 2 х «Hакадзима» Hа-115 «Аpмейский тип 1» х 1130 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 503
Крейсерская скорость, км/ч: 390
Практическая дальность, км: 2 400
Максимальная скороподъемность, м/мин: 590
Практический потолок, м: 10 100

Экипаж, чел: 4

Вооружение:
- три 7,7-мм пулемета тип 89 в верхней, носовой и нижней установках (на Ки-48-IIс в верхней установке 12,7-мм пулемет тип 1);
- бомбовая нагрузка до 800 кг.

Автор:[URL="https://topwar.ru/user/%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%20%D0%A1%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%B