https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630651772_1.jpg

Ни  для кого не секрет, что комплексы радиоэлектронной борьбы – это  заслуженная гордость российского военно-промышленного комплекса. Концерн  КРЭТ является одним из ведущих мировых производителей и разработчиков  этой техники, роль которой на современном поле боя год от года  возрастает.
 
Комплексы РЭБ становятся неотъемлемой частью всех родов войск, сухопутных, воздушных, <noindex>флота</noindex>. Сегодня мы поговорим о том, как выглядят российские комплексы РЭБ воздушного базирования в сравнении с американскими.

Стоит  начать с наших специализированных самолетов. И потому, что это не  займет много места, и потому, что акценты делать все равно придется.

С самолетами РЭБ у нас все просто ужасно. Все, чем богаты ВВС и морская авиация – это Ил-22М и Ил-22ПП.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630651848_2.jpg

ВКС  богаты наличием 12 Ил-22М и 3 Ил-22ПП. Морская авиация имеет 2 Ил-22М.  Причем 22-й – это разведчик, который с функциями самолета РЭБ.

На  этом у нас все. Сложно не запутаться, но остальные модели Ил-20 и Ил-22  не имеют к радиоэлектронной борьбе никакого отношения. Это самолеты  разведки, получения ракетно-космической телеметрии, командные пункты.

А  если говорить всерьез, то только тройка Ил-22ПП является по-настоящему  современными самолетами РЭБ. Правда, база у них… Не самая молодая и  совершенная. Но проверенная временем и способная нести большое  количество аппаратуры на приличное расстояние. К «Порубщику» никаких  претензий.

Так что по сути, Россия имеет ТРИ самолета, способных ставить помехи в воздухе.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630651873_3_il-22pp-na-vzlete.jpg

Здесь  надо понимать, что имеется в виду прикрытие объектов или групп  самолетов. Многие вспомнят сейчас про «Хибины», которыми можно якобы  «потушить» всю электронику на корабле потенциального противника. Будем  взрослыми и серьезными людьми, которые в красивые сказочки не верят.

«Хибины»  - это средство личной защиты самолета. Бронежилет, если хотите. И  защищает от ракет он один самолет, либо организованную группу самолетов.  А Ил-22ПП – это просто летающий радиоэлектронный «домик», в котором  может укрыться кто угодно. Либо который может реально свести с ума  некоторые системы корабля. Смотря как все поставить.

Так что вот короткий экскурс в нашу действительность. Теперь смотрим, что у наших оппонентов.

А  у оппонентов пляски радости. У них положительные эмоции от того, что  новый самолет разведки и радиоэлектронной борьбы ARES разработанный  корпорацией «L3Harris Technologies» совершил первый полет.

Контракт  на разработку и производство самолета был подписан в конце прошлого  года. Скорости удивляться не стоит, все-таки база берется готовая и все,  что нужно разработчикам – это разместить рабочие места для операторов и  проложить несколько километров проводов и кабелей между шкафами.

Этот самолет должен будет заменить стоящий на вооружении сегодня Beechcraft RC-12X «Guardrail».

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630652194_5.jpg

«Отбойник»  - это тактический самолет радиоэлектронной разведки, созданный  американской фирмой Beech Aircraft еще в 1984 году. Несмотря на  проводимые модернизации и замену оборудования, устарел как морально, так  и физически. Физически – особенно, поскольку RC-12X «Huron», принятый  на вооружение в США уже больше 40 лет тому назад, давно не выпускается, а  имеющиеся в строю самолеты испытывают проблемы с запасными частями и  комплектующими.

Так что принятие на вооружение новой машин не то  чтобы дает возможность армии США сделать очередной шаг вперед, по сути  это спасательный круг, благодаря которому будет снята напряженность в  таком важном секторе, как РЭБ.

«L3Harris Technologies» - не самая  известная фирма-производитель, не на слуху, как говорится, но она  занимает шестое место в рейтинге подрядчиков Минобороны США. Занимаются  многими вещами, среди которых средства связи, разведки, наблюдения и  РЭБ. Так что это весьма серьезный и надежный поставщик радиоэлектронного  оборудования.

ARES от «L3Harris Technologies» по замыслу конструкторов, должен будет играть на поле боя роль наводчика для высокоточного оружия,  обеспечивая связь между средством поражения и управляющим центром. То  есть, ретрансляцию команд на высокоточное оружие, действующее на  значительном удалении, крылатые ракеты, управляемые и корректируемые  бомбы и так далее.

Второй ролью станет обнаружение с помощью  своих средств наблюдения аналогичных средств поражения противника и  постановка помех для этих средств.

Для создания такого самолета  «L3Harris Technologies» используют бизнес-джет Bombardier Global  6000/6500, который может нести полезную нагрузку 6 400 кг.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630652204_4.jpg

Получается  легкий и малозаметный, действительно тактический самолет поля боя,  способный выполнять различные задачи в интересах своей стороны.

Сравнивать  ARES и Ил-22ПП сложно, пока нет никаких данных по американскому  самолету. Сравнивать же Bombardier Global и Ил-18 нет смысла, это  самолеты разных классов, под разные задачи.

Но и помимо ARES в  США есть много других самолетов, которые способны осуществлять как  функции разведчика, так и самолета РЭБ. Кроме старого «Отбойника» есть  еще Bombardier «Challenger» 650, Boeing P-8 «Poseidon», Boeing RC-135W  «Rivet Joint».

Это по сути своей в первую очередь  разведывательные самолеты, и они не могут рассматриваться как  действительные самолеты РЭБ. Да, возможности есть, но они вторичны.  «Заклепочник» RC-135W модернизировался под размещение аппаратуры  постановки помех, но это тоже очень старая машина физически.

Однако, если посмотреть в историю  авиации сухопутных сил и флота США, то там можно обнаружить не один  полноценный самолет РЭБ. То есть, изначально предназначенный именно для  радиоэлектронной борьбы. Список, кстати, приличный:

Douglas EA-1F «Skyraider»
Martin EB-57 «Kanberra»
Douglas EB-66 «Destroyer»
McDonnell Douglas EКA-3 «Skywarrior»
EF-111A «Raven»
Grumman EA-6B «Prowler»
ЕС-130Н «Compass Call»
Lockheed EP-3E «Orion» Aries II
Douglas EC-24
Boeing RC-135W «Rivet Joint»
EA–18G «Growler» который служит на флоте сегодня.

Кстати,  список можно дополнить, существовали и другие модели, выпускаемые  ограниченными сериями. Это, скажем так, самые распространенные с момента  появления РЭБ как средства борьбы с противником.

Что бросается в  глаза? Это количество моделей. Да, с самого начала в США уделяли  большое внимание средствам электронного противодействия. Тот же  «Скайрейдер», который появился сразу после войны, ставший первым  «правильным» самолетом РЭБ в США, имел восемь различных модификаций  этого направления.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/1630652303_6.jpg

Эффективное  ведение радиоэлектронной борьбы в США, причем, в его агрессивном виде –  это ключевой элемент тактики. Под агрессивным применением РЭБ имеется в  виду постановка помех и ведение противодействия на территории  противника, как вариант – в районе атакуемых объектов.

Именно так  действуют в связке (в теории) сегодня F/A-18 и EA–18G «Growler» в  составе авиагрупп на американских авианосцах. Один ставит помехи и  затрудняет действия ПВО противника, другие разносят все в клочья.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630652421_super-hornet-hx.jpg

И,  это именно на авианосцах. То есть, дуэт не оборонительного, а  наступательного плана, так как авианосец – это все-таки инструмент  проецирования силы на указанный район.

В нашей истории все  несколько печальнее. Да, самолеты РЭБ имели место быть, но список  намного короче. Як-28ПП, Ан-12ПП, Ту-16ПП, Ту-22ПП, Су-24МП.

И  тут прослеживается, что ставку у нас сделали на большие самолеты с  большой нагрузкой. Су-24МП вообще был изготовлен в количестве десяти  машин, в отличие от предшественника, Як-28ПП.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/1630652511_1_yak-28pp-151go-aviapolka-reb.jpg
Як-28ПП

Кстати,  ряд экспертов считают, что как самолет РЭБ Як-28ПП был на голову выше,  чем Су-24МП. Потому и служил с шестидесятых до 1994 года. Як-28ПП и  Су-24МП по сути были такими же тактическими самолетами, как EA–18G  «Growler» или Grumman EA-6B «Prowler». Изделия на базе «Ту» и «Ан»  относились к другому классу, более крупных самолетов с другими задачами.

В любом случае, все они уже в прошлом.

Вообще,  к середине 90-х годов, с выводом из состава Як-28ПП, Ту-22ПП, Су-24МП  Россия вообще осталась без самолетов этого направления. И здесь в  принципе уже не так важно, уступали наши самолеты по своим возможностям  американским, или нет. У американцев были самолеты РЭБ, как тактической  поддержки, так и дальнего действия, а у нас их не стало.

То, что  дело вообще сдвинулось с мертвой точки в виде «Порубщика» - это уже  можно сказать, прорыв. И хоть для размещения оборудования была выбрана  платформа в виде бывшего летающего командного пункта из 70-х годов  прошлого века, аппаратура самая современная, которая, по заявлениям  производителя, может обеспечить избирательное глушение электроники  противника, не затрагивая аппаратуру своих самолетов.

«Порубщик»  способен работать как по авиации, беспилотникам, так и по системам ПВО  вероятного противника. Кроме того, «Порубщик» может ставить заслон  самолетам ДРЛО типа AWACS, что весьма полезно в наше время, поскольку на  эти самолеты возлагается важная задача глубинной разведки на удаленных  от линии фронта/границ расстояниях.

Умение работать по беспилотникам и системам типа «Пэтриот» - тоже весьма важная опция.

То,  что на роль носителя был назначен ветеран Ил-18, созданный еще в 50-х  годах как пассажирский лайнер – это не удивительно. Самолет отличается  надежностью и экономичностью, а значит, способен долго «висеть» в  заданном районе и работать бортовой аппаратурой.

Ил-18 и его  итерации действительно надежные. Если внимательно просмотреть список  аварий и катастроф с участием Ил-18, то там по причине отказа  технической части не более 10% от общего количества. В основном – ошибки  экипажа в сложных условиях.

Есть мнение, что «Порубщик» прослужит долго.

Еще можно отметить наличие у нас такой машины, как Ми-8МТПР-1.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630652559_im_new_xp.jpg

Это  вертолет РЭБ, оснащенный комплексом «Рычаг-АВ». «Рычаг», о котором мы в  свое время писали, очень интересный и перспективный комплекс с большим  будущим. И Ми-8 с таким оборудованием будет весьма полезен на поле боя,  как машина опять же тактической поддержки войск.

Но понятно,  какие у вертолета есть слабые места по сравнению с самолетом. Вертолету  вообще сложнее на современном поле боя, так как он больше самолета  уязвим от огня ПЗРК и МЗА. С другой стороны, вертолет можно использовать  так, как не получится с самолетом, как передвижной пункт постановки  помех, который можно «придвинуть» к противнику, не обнаруживая  визуально.

По факту у нас не хватает самолета РЭБ для поддержки авиации и его морского варианта. Последний актуален особенно.

В  нашей стране существует очень мощное лобби авианосного флота.  Поклонники этого класса кораблей не учитывают современных реалий и  считают, что гипотетический авианосец России сможет на равных оказать  сопротивление американскому. Это заблуждение, вызванное поверхностным  пониманием вопроса.

Пока у нас нет палубных самолетов ДРЛО и РЭБ,  о любом противостоянии с американцами можно забыть. Просто потому, что  это будет не бой, а избиение.

Группа американских  специализированных самолетов обеспечит более точное и быстрое  обнаружение и наведение своим и максимальное затруднение работы чужим  самолетам. Как довольно древние МиГ-29К смогут работать в условиях  радиоэлектронного противодействия от «Ворчунов» EA–18G, как они будут  уворачиваться от ракет, учитывая, что на МиГ «Хибины» не установить –  слишком тяжелые конструкции для такого самолета – вот это вопросы.

Создание  авианосного флота надо начинать в том числе и с самолетов, которые  способны не геройски погибнуть под ударами противника, на потеху  последнему, а сражаться на одном уровне и возможно, победить. Но это  тема отдельного разбирательства.

В любом случае, сегодня мы  наблюдаем картину того, что США значительно опережают Россию в плане  создания самолетов радиоэлектронной борьбы. На сегодняшний день только  ВМС США имеют в своем распоряжении более 150 самолетов ДРЛО, разведки и  РЭБ. И еще около 30 в сухопутных ВВС. И продолжают совершенствовать свое  вооружение дальше.

У нас же в плане создания и производства  специализированных самолетов радиоэлектронной разведки и борьбы все  более чем печально. Да, у нас весьма сильная группировка наземных  комплексов РЭБ, есть адаптированные для службы на кораблях комплексы  РЭБ, но с времен Второй Мировой ясно и понятно – кто владеет воздухом,  тот владеет инициативой.

Каким образом возможно сократить такое  отставание от США и возможно ли вообще – это вопрос на ближайшее  десятилетие. Если речь идет об оборонительных действиях на своей  территории – это один расклад, если же мы говорим о проецировании силы и  интересов России на другие регионы – это намного более сложная  ситуация.

Автор:Роман Скоморохов

Отредактировано Роман (2021-09-05 12:26:05)