https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630947832_mtv-5.jpg
Морской транспорт вооружений "Академик Ковалев" во время ходовых испытаний, 2015 г. Фото ЦС "Звездочка"

Эффективность и устойчивость военно-морского флота  определяется не только боевыми кораблями и их возможностями.  Значительный вклад в общее дело вносят вспомогательные суда разных  классов, в т.ч. танкеры и транспорты вооружений. В настоящее время в  нашей стране осуществляется несколько проектов строительства судов этих  классов, направленных на восстановление и расширение возможностей  вспомогательного флота.

Актуальные проблемы

В целом  на данный момент ситуация с морскими транспортами вооружений (МТВ), а  также средними и малыми морскими танкерами (СМТ и ММТ) дает поводы для  беспокойства. В составе всех объединений нашего ВМФ имеется суммарно  несколько десятков судов этих классов. При этом подавляющее большинство  таких вымпелов было построено еще во времена СССР и отличается большим  возрастом. Кроме того, не все суда соответствуют актуальным требованиям.

Предпосылки  к изменению ситуации появились в начале прошлого десятилетия, когда  было разработано несколько новых проектов вспомогательных судов. Начиная  с 2012 г., на разных предприятиях в интересах нескольких флотов были  заложены несколько МТВ и танкеров всех новых проектов. Постройка первых  судов новых типов завершилась в середине прошлого десятилетия.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630947875_mtv-6.jpg
Спуск на воду МТВ "Геннадий Дмитриев" пр. 20360М, июнь 2021 г. Фото СЗ "Вымпел"

Ввиду  финансовых, организационных и иных ограничений, строительство  вспомогательных судов по своим темпам отстает от обновления боевого  состава. В то же время, эта программа уже дает заметные результаты, и в  обозримом будущем ВМФ передадут новые суда, что даст известные  преимущества, а также позволит начать списание давно устаревших  корпусов.

Транспорты вооружений «20180ТВ»

Изменения в  области МТВ наметились на рубеже двухтысячных и десятых годов. Тогда на  базе спасательного судна пр. 20180 разработали транспорт вооружений  ледового класса «20180ТВ». Заказ на головной транспорт этого типа,  «Академик Ковалев», выдали в сентябре 2011 г. В декабре Центр  судоремонта «Звездочка» (г. Северодвинск) провел закладку этого судна. В  июле 2014 г. новый МТВ спустили на воду. В декабре следующего года  судно вошло в состав Северного флота.

В середине 2015 г. был  заложен второй МТВ пр. 20180ТВ – «Академик Макеев». По разным данным,  его спустят на воду в 2021 г. или позже. К 2023-24 гг. судно может быть  передано заказчику. С его помощью планируют усилить логистику  Тихоокеанского флота. Планы по дальнейшему строительству МТВ этого типа  отсутствуют либо еще не раскрывались.

Транспорт вооружений пр.  20180ТВ или «20181» представляет собой судно длиной 108 м водоизмещением  6300 т. Обводы и конструкция корпуса соответствуют условиям  эксплуатации в Арктике (класс Arc5). В объемных трюмах такого МТВ могут  перевозиться разнообразные ракетные и иные вооружения ВМФ. Для погрузки и  передачи боеприпасов имеется собственный кран грузоподъемностью 90 т.  Движительная система с подруливающими устройствами и винто-рулевыми  колонками позволяет сохранять положение в пространстве и производить  перегрузку даже в открытом море.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630947843_mtv-7.jpg
Средний морской танкер "Академик Пашин" пр. 23130. Фото "ОСК"

Следует  отметить, что параллельно с транспортами «20180ТВ» строятся  океанографические исследовательские суда унифицированного проекта 20183.  В прошлом году КСФ получил первое судно этого типа, «Академик  Александров». В ближайшем будущем планируется заложить еще одно.  Спасательное судно «Звездочка» пока остается единственным представителем  базового пр. 20180.

Малые МТВ

В 2013 г. в состав  Каспийской флотилии был введен МТВ пр. 20360 «Дубняк». По результатам  строительства и испытаний этого судна заказчик решил, что проект  является неудачным. Вследствие этого дальнейшее строительство «Дубняков»  отменили, а проект отправили на глубокую модернизацию. Эти работы  заняли несколько лет, и в марте 2016 г. Минобороны выдало заказ на  строительство двух судов улучшенного пр. 20360М.

В мае 2017 г. на  заводе «Вымпел» в г. Рыбинск состоялась закладка первого такого МТВ,  названного «Геннадий Дмитриев». Строительство второго транспорта  «Владимир Пялов» началось в марте 2018-го на «Верфи братьев Нобель» в  Рыбинске. К настоящему времени большая часть работ по обоим корпусам  выполнена. При этом, как сообщается, строительство сталкивалось с  определенными трудностями. Однако с ними удается справляться и  нарабатывать необходимый опыт. К примеру, «Дмитриев» стал крупнейшим  судном в истории «Вымпела» и должен положительно повлиять на дальнейшие работы.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630947829_mtv-1.jpg
Закладка СМТ "Василий Никитин", март 2021 г. Фото "ОСК"

1  июня этого года на заводе «Вымпел» прошла торжественная церемония  спуска на воду МТВ «Геннадий Дмитриев». Сейчас судно достраивается у  стенки. «Владимир Пялов» пока строится на стапеле. Сроки его спуска на  воду и выхода двух судов на испытания неизвестны. Впрочем, большая часть  работ уже выполнена и можно ожидать, что два транспорта сдадут в  течение ближайших лет.

МТВ пр. 20360М представляет собой судно  длиной 77 м водоизмещением 3625 т с дизель-электрической  энергоустановкой. Корпус усилен для эксплуатации в северных районах.  Предусматриваются объемные трюмы и площадка для грузов в контейнерах и  без них. Погрузка осуществляется собственным 20-т краном. Транспорт  «20360М» предназначается для перевозки различных вооружений флота с  выгрузкой в портах или с передачей кораблям и подлодкам прямо в море.

Средние морские танкеры

С  середины десятых годов ведется строительство танкеров двух типов для  нескольких флотов. Этот процесс начался в апреле 2014 г., когда на  Невском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась закладка  среднего морского танкера «Академик Пашин» пр. 23130. Его спустили на  воду в мае 2016-го, а через два года начались ходовые испытания. В  январе 2020 г. судно вошло в состав Северного флота.

В декабре  2014 г. на заводе «Залив» в Керчи состоялась закладка двух танкеров  доработанного пр. 23131. В течение нескольких следующих лет новости  об этих судах не поступали. Осенью 2018 г. стало известно, что завод  завершил формирование корпусов, и работы идут в соответствии с графиком.  Впрочем, танкеры до сих пор не спущены на воду, а сроки их поступления в  состав Черноморского флота неизвестны.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630947816_mtv-4.jpg
Малый морской танкер "Михаил Барсков" на достройке, май 2021 г. Фото "Восточная верфь"

В  прошлом году был подписан контракт на три следующих СМТ пр. 23130.  Первый из них, получивший имя «Василий Никитин», был заложен в марте  2021 г. на Невском ССЗ. Это предприятие имеет опыт строительства  современного СМТ, и есть все основания полагать, что работы по новому  корпусу будут выполнены в разумные сроки. Кроме того, в ближайшем  будущем должно стартовать строительство двух других заказанных танкеров.

Танкер  пр. 23130 имеет длину 130 м и полное водоизмещение 9 тыс.т. Корпус  судна соответствует классу Arc4. Основные объемы корпуса отданы под танки  для жидкого и сухого груза. Танкер способен перевозить различные виды  горюче-смазочных материалов, продовольствие и иное имущество. Имеется  оборудование для передачи жидкостей и грузов траверзным способом.

Малые морские танкеры

В  2015 г. «Восточная верфь» из Приморского края получила контракт  Минобороны на строительство двух малых морских танкеров пр. 03182.  Первый из них, «Михаил Барсков», заложили в конце октября того же года. В  августе 2019 г. его спустили на воду. Передача ВМФ ожидается в конце  2021 или в начале 2022 г. В феврале 2018-го началось строительство  второго ММТ, «Борис Аверкин». В ближайшее время его планируют спустить  на воду. Оба судна предназначаются для КТОФ.

В 2016 г. заказ на  два ММТ пр. 03182 для Черноморского флота выдали заводу «Волга» (г.  Нижний Новгород). 1 сентября 2016 г. предприятие заложило первый танкер  «Вице-адмирал Паромов». В конце 2018 г. его спустили на воду. В конце  минувшего мая этот ММТ передали заказчику. С марта 2017-го строится  второй танкер. О его спуске пока не сообщалось. Сроки вступления в строй  тоже не уточнялись.

https://topwar.ru/uploads/posts/2021-09/thumbs/1630947845_mtv-3.jpg
"Вице-адмирал Паромов" во время церемонии принятия в состав ВМФ, май 2021 г. Фото Минобороны РФ

Малый  морской танкер пр. 03182 представляет собой судно длиной 78 м  водоизмещением 3500 т. Он способен перевозить жидкие и иные грузы массой  более 1300 т. Предусматривается подъемный кран, вертолетная площадка и  оснащение для передачи грузов. Дизель-электрическая энергоустановка  обеспечивает высокие ходовые и маневренные качества, в т.ч. возможность  перегрузки в море.

Проблема в процессе решения

Известные  события тридцатилетней давности до сих пор оказывают негативное влияние  на развитие нашего военно-морского флота, как боевой его составляющей,  так и вспомогательной. Процесс обновления вспомогательного флота, в т.ч.  транспортов вооружений и танкеров не удалось запустить вовремя, из-за  чего его текущее состояние далеко от идеального и негативно сказывается  на общих возможностях ВМФ.

Однако в последнее десятилетие были  приняты самые серьезные меры, и ВМФ получает новые вымпелы разного  назначения. Почти все основные флоты успели получить современные суда, и  их строительство продолжается, что позволяет рассчитывать на получение  всех желаемых результатов в будущем. К сожалению, текущее строительство  сталкивается с теми или иными проблемами, и это регулярно приводит к  затягиванию работ и переносам. Тем не менее, промышленность справляется с  такими вызовами – и флот проводит медленное, но планомерное  переоснащение.

Автор:Рябов Кирилл