http://www.airwar.ru/image/flags_small/germww1_small.gif   Zeppelin-Staaken R.XIV

http://www.airwar.ru/image/i/bww1/zepr14-i.jpg

Разработчик: Zeppelin-Staaken
Страна: Германия
Первый полет: 1918
Тип: Тяжелый бомбардировщик

В 1917 году появился наиболее совершенный по своим характеристикам бомбардировщик Цеппелина - R.XIV. Он был самым крупным и тяжелым аэропланом эпохи Первой Мировой войны, настоящим шедевром тогдашнего авиастроения. В воздух его поднимали пять 260-сильных "Майбахов", четыре из которых были размещены в тандемных крыльевых установках, а пятый - в носу фюзеляжа. Относительно высокая энерговооруженность позволяла гиганту нести фантастическую по тем временам боевую нагрузку - свыше 4 тонн. Для сравнения: "Илья Муромец" поднимал до 500 кг бомб, а лучшие английские и французские тяжелые бомбардировщики - чуть больше тонны. Объем бензобаков был значительно увеличен, в результате чего почти на треть повысилась дальность полета - дальность полета со стандартной нагрузкой в две тонны бомб составляла 1300 километров.

В конструкции машины преобладал дюралюминий. Носовая часть фюзеляжа и мотогондолы покрывались гладкими металлическими листами. На остальных поверхностях сохранялось полотно. Для повышения курсовой устойчивости площадь центрального киля была увеличена. Крылья и стабилизатор остались неизменными, но элероны получили роговую аэродинамическую компенсацию. Численность экипажа составляла 7 человек, вооружение - 4 пулемета "Парабеллум".

Первый R.XIV (серийный номер R.43/17) был закончен только в феврале 1918 года. Первоначально он был оснащен двигателями Austro-Daimler мощностью 350 л.с. В ходе испытаний на нем испытали новые 300-сильные двигатели Basse & Selve BuS.IVa, но окончательный вариант получил проверенные Maybach Mb.IVa. Снижение суммарной мощности двигателей потребовало установку дополнительного пятого двигателя в носовой части бомбардировщика.

В начале 1918-го истощенная войной и страдающая от нехватки сырья германская авиапромышленность уже с большим трудом осиливала выпуск столь сложных и дорогих аппаратов, как "ризены". Поэтому до конца войны немцы сумели построить всего 3 экземпляров "R-четырнадцатого" (R.43, R.44 и R.45). Первые две машины использовались на Западном фронте в составе Rfa 501, а последний на Восточном. В ходе боевых действий были уничтожены R.43 и R.45.

После войны немецкие тяжелые бомбардировщики еще некоторое время использовались для почтовых и пассажирских перевозок. Известно, что по крайней мере один из "Цеппелинов" (R.44) в 1919 году совершал полеты в город Каменец-Подольск для связи с руководством Украинской Народной Республики. Затем все они были уничтожены по требованию стран-победительниц.

Летом 1918 года на заводе "Цеппелин-Штаакен" начали строится четыре (R.69 - R.72) модифицированных варианта самолета - R.XIVa. Для улучшения летных характеристик самолет  значительно облегчили, в частности были сняты пулеметы с крыльев. Кроме того двигатели получили редукторы. Еще три машины  (R.84 - R.86) должны были быть построены по лицензии на заводе Schutte-Lanz, но ни одна не была закончена.

До конца войны успели построить только три экземпляра. Ни один из них не принимал участие в военных действия. В 1919 году R.69 был зафрахтован правительством Украинской Народной Республики, но вскоре был арестован вблизи Вены и передан Италии. R.70 и R.71 так же совершали полеты из Германии на Украину. Первый впоследствии был реквизирован правительством Румынии, а  второй разбился и сгорел.

ЛТХ:
   
Модификация   Zeppelin Staaken R.XIV   Zeppelin Staaken R.XIVa
Размах крыла, м   42.20   42.20
Длина, м   22.50   22.50
Высота, м   6.30   6.30
Площадь крыла, м2   334.00   334.00
Масса, кг  
  пустого самолета   10350   10000
  нормальная взлетная   14450   14250
Тип двигателя   5 ПД Maybach Mb.IVa
Мощность, л.с.   5 х 245
Максимальная скорость , км/ч   130   135
Крейсерская скорость , км/ч   115   120
Практическая дальность, км   1300   1300
Cкороподъемность, м/мин   67   143
Практический потолок, м   3700   4500
Экипаж, чел   7   7
Вооружение:   четыре 7.92-мм пулемета Parabellum
  максимальная бомбовая нагрузка - 2000 кг
  стандартная нагрузка - 1200 кг

http://www.airwar.ru/image/idop/bww1/zsr14/zsr14-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/bww1/zsr14/zsr14-5.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/bww1/zsr14/zsr14-6.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/bww1/zsr14/zsr14-3.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/bww1/zsr14/zsr14-4.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/bww1/zsr14/zsr14-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/bww1/zsr14/zsr14-7.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/bww1/zsr14/zsr14-8.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/bww1/zsr14/zsr14-1.gif
http://www.airwar.ru/image/idop/bww1/zsr14/zsr14-c1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/bww1/zsr14/zsr14-c2.jpg