Friedrichshafen FF 33
Разработчик: Friedrichshafen
Страна: Германия
Первый полет: 1914
Тип: Многоцелевой гидросамолет
Осенью 1914 г. совершил первый полет опытный гидросамолет Friedrichshafen FF 33. Он был создан на базе двухместного патрульного гидросамолета FF 29 и отличался более мощным двигателем Мерседес D.II (120 л. с.) и усовершенствованным трехопорным поплавковым шасси с хвостовым поплавком. На первых шести машинах вооружение не устанавливалось, а место пилота находилось в задней кабине.
Самолет оказался очень удачным и строился во многих модификациях и сериях. Так, FF ЗЗb был оснащен рядным двигателем Майбах и двухреданными основными поплавками. Место пилота было оборудовано в передней кабине. Стрелок был вооружен подвижным турельным пулеметом. Всего было выпущено 5 самолетов (включая два в схожем варианте FF 33d).
На варианте FF ЗЗе устанавливались двигатели Бенц Bz.III (150 л. с.) или Майбах IR. Оборудование самолета было дополнено радиопередатчиком. Шасси стало двухпоплавковым, а вместо хвостового поплавка в конструкцию был включен подфюзеляжный киль. Всего было изготовлено 190 машин этой модификации. Самолет применялся для разведки прибрежных районов с береговых гидродромов и как корабельный разведчик. Именно FF ЗЗе был на борту вспомогательного крейсера "Волк", полтора года топившего транспортные суда в Тихом и Индийском океанах.
FF 33j имел улучшенную аэродинамику и был оснащен радиостанцией. В этой серии в 1917 г. был выпущен и учебно-тренировочный самолет FF 33s с двойным управлением (20 машин).
Второй серией самолетов FF 33 стали вооруженные патрульные модификации, предназначенные для борьбы с морской авиацией противника. Эти машины имели уменьшенный размах крыльев и укороченный фюзеляж, вооружались турельным пулеметом.
FF 33f использовался как разведчик-истребитель. Всего было изготовлено 5 самолетов с двигателем Бенц Bz.III. Вариант FF 33h имел улучшенную аэродинамику, усиленную коробку крыльев и оснащался двигателем Бенц Bz.III. Этот самолет предназначался для применения в качестве двухместного истребителя. Было произведено 50 экземпляров.
FF 33i представлял собой вооруженный разведчик с уменьшенными размерами планера, двигателем Бенц Bz.III и улучшенными летными характеристиками. Всего было выпущено 130 самолетов. Одна машина была изготовлена с колесным шасси.
Колесный вариант самолета FF 33l был предложен военным в качестве вооруженного разведчика Friedrichshafen C.I, но в серию машина не пошла.
Модификации :
FF 33 первоначальный вариант, созданный на базе FF 29, отличалась модернизированными поплавками и оснащалась двигателем Mercedes D.II мощностью 120 л.с. (89 кВт), причем пилот также размещался в задней кабине. Всего были построены шесть самолетов.
FF 33B вариант с рядным двигателем Майбах и двухреданными основными поплавками. Место пилота было оборудовано в передней кабине. Стрелок был вооружен подвижным турельным пулеметом. Всего было выпущено 3 самолетов.
FF 33C с двигателем Mercedes D.III. Построены 3 машины.
FF 33D вариант аналогичный FF 33B.
FF 33E устанавливались двигатели Бенц Bz.III (150 л. с.) или Майбах IR. Оборудование самолета было дополнено радиопередатчиком. Шасси стало двухпоплавковым, а вместо хвостового поплавка в конструкцию был включен подфюзеляжный киль. Всего было изготовлено 190 машин этой модификации. Самолет применялся для разведки прибрежных районов с береговых гидродромов и как корабельный разведчик. Именно FF 33e ("Wölfchen") был на борту вспомогательного крейсера Wölf", полтора года топившего транспортные суда в Тихом и Индийском океанах.
FF 33F использовался как разведчик-истребитель. Всего было изготовлено 5 самолетов с двигателем Бенц Bz.III.
FF 33H имел улучшенную аэродинамику, усиленную коробку крыльев и оснащался двигателем Бенц Bz.III. Этот самолет предназначался для применения в качестве двухместного истребителя. Было произведено 50 экземпляров.
FF 33I представлял собой вооруженный разведчик с уменьшенными размерами планера, двигателем Бенц Bz.III и улучшенными летными характеристиками. Всего было выпущено 130 самолетов. Одна машина была изготовлена с колесным шасси.
FF 33J имел улучшенную аэродинамику и был оснащен радиостанцией.
FF 33K единственный самолет, ставший прототипом серии FF 33L.
FF 33L вариант имевший меньшие размеры для улучшения маневренности и лучшие летные характеристики (построенн в количестве около 130 машин).
FF 33S учебно-тренировочный самолет с двойным управлением (20 машин).
ЛТХ:
Модификация FF.33e
Размах крыла, м 16.75
Длина, м 10.45
Высота, м 3.73
Площадь крыла, м2 52.70
Масса, кг
пустого самолета 1008
максимальная взлетная 1635
Тип двигателя 1 ПД Benz Bz.III
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость, км/ч 149
Крейсерская скорость, км/ч 119
Продолжительность полета, ч 6.0
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 2500
Экипаж, чел 2
Вооружение: один-два 7.92-мм пулемета Parabellum