Ansaldo SVA.9(10)
Разработчик: Ansaldo
Страна: Италия
Первый полет: 1918
Тип: Разведчик-бомбардировщик
В июне 1918 появилась двухместная версия самолета SVA-5, обозначенная SVA-9. Он получил крыло увеличенного размаха и большей площади, центральную часть фюзеляжа переделали под размещение второй отдельной кабины, размещенной между мотором и кабиной летчика (кабина штурмана-наблюдателя размещалась спереди). Двухместные самолеты предполагалось использовать как своего рода командные машины в группе одноместных SVA-5, а также в качестве учебно-тренировочных. Большой серией SVA-9 не строился, но как учебно-тренировочный использовался даже в первой половине 1930-х годов.
Довольно быстро выяснилось, что характеристики самолета SVA-9 не столь высоки, чтобы не опасаться атак вражеских истребителей. Тогда фирма "Ansaldo" предложила SVA-10 - вооруженный вариант SVA-9, на котором членов экипажа поменяли местами: летчик теперь располагался в передней кабине, а наблюдатель - в задней. В задней кабине также смонтировали пулемет на турели. Штатное вооружение дополняли два неподвижных синхронных пулемета, огонь из которых вел пилот, однако с целью снижения массы самолета обычно один из этих двух пулеметов снимали. На SVA-10 предусматривалась подвеска легких бомб, как и на SVA-5.
Выпускались они в вариантах с двумя типами двигателей. На SVA-10/IF стояли моторы Isotta-Fraschini Semi-Asso, а на SVA-10/ SPA - 220-сильные моторы SPA-6A.
В итальянские авиационные эскадрильи самолеты SVA-10 начали поступать в 1918 году и оставались на вооружении до второй половины 1920-х годов.
Самолеты этого типа неоднократно бомбили Вену и другие крупные австрийские города. Правда, из-за небольшой бомбовой нагрузки эти налеты носили скорее пропагандистский характер.
20-30 машин приобрела Грузия (впоследствии - захвачены Красной армией), 50 экземпляров закупил Советский Союз.
ЛТХ:
Модификация SVA.10
Размах крыла, м 9.10
Длина, м 8.10
Высота, м 2.95
Площадь крыла, м2 26.90
Масса, кг
пустого самолета 730
нормальная взлетная 1065
Тип двигателя 1 ПД S.P.A. 6A (Isotta-Fraschini)
Мощность, л.с. 1 х 220 (250)
Максимальная скорость, км/ч 200
Крейсерская скорость, км/ч 189
Продолжительность полета, ч.мин 5.40
Скороподъемность, м/мин 208
Практический потолок, м 6000
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 6.5-мм турельный пулемет Fiat Revelli
до 90 кг бомб