KOD-1
Разработчик: LKOD
Страна: Латвия
Первый полет: 1936
Тип: Учебно-тренировочный самолет
В 1936 году Аэроклуб Эстонии (Eesti Aeroklubi) предложил Латвии наладить выпуск многоцелевого биплана собственной разработки PON-1. Латвийское правительство одобрило заключение контракта, после подписания которого на предприятии LKOD (Лиепайская Военная Фабрика) начал разворачиваться выпуск самолёта, получившего обозначение KOD-1.
Прототипы не строились и первые два самолёта можно было считать предсерийными экземплярами. Они впервые поднялись в воздух 13 января 1936 годаю. Выпуск самолётов распределился следующим образом: в марте 1936 года собрали 4 экземпляра, в августе - 1 и в декабре 1938 года ещё 3. Сначала на самолёты устанавливались 5-цилиндровые двигатели Genet Major, но в 1937 году их заменили на рядные de Havilland "Gipsy Major" (125 л.с.), так как первые имели проблемы с компрессией и перегревом цилиндров.
Их основным местом службы стала авиация национальной гвардии Латвии (Aszargi), куда были переданы все построенные машины. Первые два KOD-1 были получены 15 марта 1936 года, причем за каждый самолёт Aszargi выплатила от 15000 до 17000 латов, не считая обновления моторов, которое обошлось ещё по 10400 латов за штуку.
И все же сумма вложенная в KOD-1 себя оправдала. Самолёты национальной гвардии очень интенсивно использовались для обучения лётного состава и принимали участие в различных акциях и праздниках в Латвии. За всю историю KOD-1 лишь один раз произошел неприятный случай с его участием. 12 февраля 1938 года пилот Эдвинс Муиззимниекс совершил на нем перелет в СССР. О причинах этого шага ни одна из сторон не распространялась, при этом Советский Союз самолёт вернул, а пилота оставил у себя.
Когда Латвия была присоединена к СССР самолёты KOD-1 временно оказались невостребованными и большая их часть пошла на металл. Единственный пригодный к полетам KOD-1 в 1941 году включили в состав авиационной школы. При попытке эвакуации в июле того же года под немецкими бомбами погиб последний самолёт и его пилот Викторс Крастинс.
ЛТХ:
Модификация KOD-1
Размах крыла, м 8.20
Длина, м 7.30
Высота, м 2.50
Площадь крыла, м2
Масса, кг
пустого самолета 620
нормальная взлетная 880
Тип двигателя 1 ПД de Havilland Gipsy Major
Мощность, л.с. 1 х 125
Максимальная скорость , км/ч 150
Крейсерская скорость , км/ч 125
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 2