GP-1
Разработчик: Gonzalez Gil-Pazo
Страна: Испания
Первый полет: 1934
Тип: Учебно-тренировочный самолет
Конструкторами этого самолёта были два испанских инженера, малоизвестных как на Западе, так и у нас. Артуро Гонзалес Гил был офицером испанской армии, имел подготовку пилота и стажировался некоторое время во Франции, работая на фирме Cauderon. В 1925 году он вернулся в Испанию и преподавал в школе механиков в Куарто Вьентас. С 1933 года Гил работал техническим директором авиационного предприятия Jorge Loringa. Его компаньон - Хосе Пазо, также был армейским офицером, что абсолютно не мешало ему заниматься авиацией. В начале 1920-х гг. он был назначен начальником службы наблюдения испанской армии, с в 1931-1933 гг. Пазо участвовал в создании самолёта Guinea-Severt 2DDM.
Гил и Пазо встретились на базе Куарто Вьентас встретились на базе Куарто-Вьентас в конце 1920-х гг. Совместными усилиями они приступили к разработке легкого одномоторного самолёта, предназначенного для обучения пилотов. Gil-Pazo No.1 был построен в 1931 году и своими очертаниями он сильно напоминал британский Miles M.2 "Hawk". Машина имела деревянно-металлическую конструкцию и оснащалась двигателем ADC "Cirrus". Об испытаниях этого самолёта известно довольно мало. С 1932 по 1936 гг. он находился в Куарто Вьентас, где на нем летали пилоты из ВВС. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Другой самолёт - GP-1, был построен в 1934 г. и облетан в июле того же года. От GP No.1 он отличался только некоторыми доработками фюзеляжа и крыла, хотя в целом конструкция самолёта не изменилась. В ходе испытаний двигатель "Cirrus" заменили на Walter "Junior", в таком виде представив его на конкурс учебных самолётов. Конкурентом у него был Adaro 1.E.7 "Chirta", который по сумме характеристик проиграл машине Гила и Пазо. Испанские ВВС заказали 100 самолётов GP-1, которые должны были выпускаться на фабрике Aeronautica Industrial S.A. Налаживанию производства помешала гражданская война, которая разделила конструкторский дуэт. Будучи коммунистом, Артуро Гил остался на стороне республиканцев и погиб в горах Сьерра Гуаддарама. Хосе Пазо, наоборот, симпатизировал националистам и в сентябре 1936 года перелетел к ним а самолёте GP-4.
Тем временем, в 1937 году, на базе заводов ASIA и HS было сформировано предприятие SAF-15, которое занималось выпуском GP-1. Всего построили порядка 30 машин, 13 из которых попали в Fuerzas Aereas de la Republica Espanola (ВВС республиканцев) и имели тактические номера EG-014 - EG-040.
В окончанием войны авиация националистов (Aviacion Nacional Espanola , с ноября 1939 года - Ejercito del Aire) получила почти все выпущенные самолёты GP-1. Согласно зарубежным источникам их было 30, причем некоторые из этих машин эксплуатировались в ВВС Испании до 1956 года, после чего единичные машины продали частным владельцам. Кроме того, по мере списания, в 1940-е гг. часть машин передали гражданской авиации. Эти самолёты имели следующие обозначения : 30-96 (EC-BAO), 30-98 (EC-AAO), 30-113 (EC-AFY), 30-114 (EC-AFZ), 30-115 (EC-BAR, затем EC-AGA), 30-120 (EC-ADF), 30-125 (EC-AAP, затем EC-ADD), 30-126 (EC-AFP), 30-129 (L.3-129, EC-BAT), 30-149 (EC-AAQ), 30-153 (EC-CAH, затем EC-ACY) i 30-155 (EC-CAM, затем EC-AGF).
Общий выпуск GP-1 составил один прототип и 40 серийных самолётов.
ЛТХ:
Модификация GP-1
Размах крыла, м 11.60
Длина, м 8.50
Высота, м
Площадь крыла, м2 18.00
Масса, кг
пустого самолета 525
нормальная взлетная 880
Тип двигателя 1 ПД Walter Junior
Мощность, л.с. 1 х 105
Максимальная скорость , км/ч 212
Крейсерская скорость , км/ч 177
Практическая дальность, км 1000
Практический потолок, м 7500
Экипаж, чел 2