http://www.airwar.ru/image/flags_small/ussr_small.gif     И-16 тип 12

http://www.airwar.ru/image/i/fww2/i16-12-i.jpg

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1936
Тип: Фронтовой истребитель

Первым же серийным самолетом, последовавшим за стандартным И-16 тип 5, стал пушечный вариант истребителя. В апреле 1936 года Поликарпов предложил проект И-16, вооруженного пушками в дополнение к имеющимся пулеметам. Этот проект, получивший обозначение ЦКБ-12П (пушечный) явился последним осуществленным на базе завода No.39 и, соответственно, последним, имеющим обозначение ЦКБ.

ЦКБ-12П или И-16П был оснащен двумя пушками ШВАК и двумя пулеметами ШКАС. Размешались они в крыле таким образом, чтобы стрельба велась за пределами диска вращающегося винта. Пушки ставились в центроплане, на месте ранее устанавливаемых ШКАСов. А сами ШКАСы перекочевали в отъемную часть крыла. Патронная лента питания пулеметов проходила через всю длину отъемной консоли. Укладка патронной ленты осуществлялась через люк в верхней поверхности законцовки крыла.

Испытания И-16П проходили с июля по сентябрь 1936 года. Уже в следующем 1937 году эта модификация под обозначением тип 12 стала выпускаться серийно на заводе No.21. Впоследствии, когда появился тип 10 с форсированным двигателем М-25В и синхронными пулеметами ШКАС в фюзеляже, переставлено было оружие и в пушечной машине. С двигателем М-25В, с фюзеляжными пулеметами как у типа 10, этот И-16 получил обозначение тип 17. Оба типа самолетов выпускались в течение 1938 года{2} и испытания проходили в боевых условиях в Испании.

Государственные испытания обе машины проходили в феврале 1939 года, на аэродроме НИИ ВВС в Шелково. Особенностью этих испытаний явилось то, что самолеты были оборудованы убирающимися лыжами типа Р-39. Вообще, российские климатические условия, отличающиеся длинной зимой и обилием снега, с самого зарождения авиации подразумевали постановку лыж на самолеты. С ростом полетных скоростей и появлений убирающегося шасси, проблема усложнилась, так как убирать громоздкие лыжи было значительно сложнее, чем колеса. На И-16 такая работа началась еще зимой 1935-1936 годов.

ЛТХ:
   
Модификация   И-16 тип 12
Размах крыла, м   9.00
Длина, м   5.99
Высота, м   3.25
Площадь крыла, м2   14.54
Масса, кг
  пустого   1160
  взлетная   1718
Тип двигателя   1 ПД М-25А
Мощность, л.с.   1 х 730
Максимальная скорость , км/ч
  у земли   393
  на высоте   431
Практическая дальность, км   520
Cкороподъемность, м/мин   688
Практический потолок, м   8240
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 7.62-мм пулемета ШКАС и
  две 20-мм пушки ШВАК

http://www.airwar.ru/image/idop/fww2/i16-12/i16-12-1.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/fww2/i16-12/i16-12-2.jpg
http://www.airwar.ru/image/idop/fww2/i16-12/i16-12-c1.jpg