http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10466

Страна Англия
Тип Многоцелевая ПЛ
Общие характеристики
Длина (м): 90,1
Ширина (м): 7,5
Водоизмещение (тонн): 1900
Скорость (узлов): 15
Запас хода (миль): 2000
Глубина погружения (м): 61
Экипаж: 62
Вооружениe
Орудия: 1 305 мм
1 76 мм
Торпедные аппараты: 4 450 мм

Корабли серии

M1  1918/1925
"M1" успели ввести в строй до окончания войны (17 апреля 1918 г.) и перебазировать в Средиземное море, но там она себя ничем не проявила. 12 ноября 1925 г. она погибла со всем экипажем в районе Плимута в результате столкновения с шведским пароходом. Несмотря на принятые меры, затонувшую подлодку даже не смогли обнаружить.

M2  1919/1933
Переоборудована в подводный авианосец в 1925.
Герметизированную башню заменили ангаром для самолета-рекогносцировщика. Поначалу самолет требовалось спускать на воду, чтобы он поднялся в воздух самостоятельно. Таким образом, запуск воздушного разведчика превращался в долгое и рискованное предприятие. Но после установки катапульты время на старт сократилось до минимума. Разумеется, для подводной лодки нужен был самолет особой конструкции - компактный и складной. Такой летательный аппарат создала компания Parnall. Первый вариант разведчика Peto моряков не устроил, и вскоре на вооружении был принят Peto II несколько большего размера:
26 января 1933 года М2 затонула у пляжа Чезил на глубине 32 м. Весь экипаж погиб. Обследование лодки показало, что люк ангара был открыт. Вероятно, герметизация была нарушена по ошибке, когда субмарина шла в подводном положении.

M3  1920/1932
Переоборудована в подводный минный заградитель (100 мин). В 1932 разобрана.

M4  1920/1920
Не достроена. Разобрана на стапеле.

По окончании Первой мировой войны ВМС Великобритании имели в своем составе эскадренные подводные лодки с паросиловой установкой типа К. Их постоянно преследовали аварии, в том числе и приводившие к гибели кораблей. По этой причине последние четыре корпуса достраивали по измененному проекту с дизель-электрической силовой установкой. Эти четыре подлодки получили новые обозначения М1 - М4, а также 305-мм орудия, снятые со старого броненосца «Мажестик». Находясь за пределами эффективной стрельбы береговых батарей, такая подводная лодка производила заряжание своего орудия в надводном положении, затем, придав стволу максимальный угол возвышения, погружалась под перископ. При этом дульный срез оставался над водой. В таком положении она сближалась с береговой целью и, оставаясь практически неуязвимой для береговой артиллерии, производила выстрел, после чего разворачивалась, удалялась от побережья на безопасное расстояние, и все начиналось сначала. Естественно, такое ювелирное маневрирование на практике оказалось невозможным, и фактически выстрел производился из надводного положения, на что, от момента всплытия с перископной глубины и до момента погружения опять на перископную глубину, уходило около двух минут. По сути дела это были подводные мониторы, предназначавшиеся для обстрела фландрского побережья и фортов в Дарданеллах, то есть созданные для решения конкретной боевой задачи.

http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10475
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10467
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10472
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10471
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10474
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10465
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10466
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10473