http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10398

Страна Англия
Тип Многоцелевая ПЛ
Общие характеристики
Длина (м): 110,8
Ширина (м): 9,7
Водоизмещение (тонн): 3600
Скорость (узлов): 19,5
Глубина погружения (м): 110
Осадка (м): 4,7
Экипаж: 111
Вооружениe
Орудия: 4 132 мм
Торпедные аппараты: 6 530-мм
Пулеметы: 2 7,7 мм

Обобщив опыт постройки и эксплуатации подводных лодок большого водоизмещения с усиленным артиллерийским вооружением, в Великобритании 16 июня 1923 г. спускают на воду подводный крейсер Х-1. По сути дела это была доведенная до совершенства германская идея подводного рейдера для действий на удаленных океанских коммуникациях потенциальных противников. Правда, у англичан был свой взгляд на боевое применение подобных кораблей. К концу Первой мировой войны на вооружение флота стали поступать первые приборы для обнаружения подводных лодок в подводном положении и средства их поражения, глубинные бомбы в частности. Носителями противолодочного оружия являлись надводные корабли класса корвет — эсминец, то есть имевшие сравнительно слабое артиллерийское вооружение. Поэтому британцы предполагали использовать подводные крейсера совместно с торпедными подводными лодками для того, чтобы первые могли связать артиллерийским боем противолодочные корабли, а вторые в это время атаковать главные силы противника или транспорты.

Поскольку даже случайное попадание снаряда в корпус подводной лодки всегда будет иметь для нее более тяжкие последствия, чем для надводного корабля, то Х-1 должна была вести артиллерийский бой не в надводном положении, а в позиционном, когда на поверхности находилась бы лишь надстройка с орудиями, рубкой и расположенным на ней дальномером, а прочный корпус прикрывался «броней» из воды. В этом случае подлодка представляла из себя чрезвычайно малую цель, и хотя попадание снаряда в надстройку могло нанести ей ущерб, но не лишало ее основного качества — способности погружаться. Главный калибр Х-1 состоял из двух спаренных 132-мм орудий в башенноподобных установках. Однако это были не артиллерийские башни в полном смысле этого слова. Дело в том, что сделать эти артиллерийские установки совершенно герметичными технически очень сложно, а если башни сделать негерметичными и они будут затапливаться при погружении, то возникает проблема их быстрого синхронного заполнения водой в течение нескольких десятков секунд. В противном случае медленное и неравномерное заполнение артиллерийских башен водой сильно повлияло бы на время погружения подводной лодки и могло привести к непредсказуемым дифферентам. По этой причине решили орудия прикрыть обыкновенными щитами. Х-1 вошла в состав флота в 1926 г. и уже через несколько лет пошла на слом. Столь короткая жизнь этого крейсера объяснялась как рядом конструктивных недостатков, так и просчетами в вопросах предполагаемого его боевого применения.

http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10399
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10397
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10395
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10394
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10396
http://ship.bsu.by/sm.ashx?guid=10398