http://www.dogswar.ru/images/stories/bmpsay/sy-100.jpg

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмаш в конце 1943 — начале 1944 года, для замены САУ СУ-85, которая уже не могла эффективно противостоять тяжёлым танками. В серийное производство СУ-100 поступила в августе 1944 года, с основным конвейром на Уралмаше. Выпуск СУ-100 продолжался вплоть до 1948 года. Также лицензия на производство этой САУ была продана Чехословакии, которая производила СУ-100 в период с 1951 по 1956 год.

В конце воины в ОКБ №9 ("Уралмаш") была разработана 85-мм противотанковая пушка большой мощности Д-10-85. Ствол ее состоял из двух частей. Передняя — насадка — была короткой и гладкоствольной, задняя - труба-моноблок — длинной
и нарезной. Насадка с гладким каналом длиной 1136 мм и диаметром 87,8 мм навинчивалась на трубу. Затвор клиновой горизонтальный, открывался влево: полуавтоматика механического типа. Заряжание унитарное.

Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры противооткатных устройств откатываются вместе со стволом. Длина отката нормальная 490-550 мм.

Качающаяся часть крепилась к корпусу самоходки посредством рамки. Механизм вертикального наведения секторный, а горизонтального — винтовой толкающе-тянущего типа. Угол вертикальной наводки находился в пределах от -2° по +19", утоп горизонтальной наводки составлял 18". Прицельные приспособления состояли из панорамы Герца и телескопического прицела ТШ-15.

Пушка Д-10-85 была установлена в серийной самоходной артиллерийской установке СУ-100 без особых переделок, была даже оставлена старая боеукладка (под 100-мм снаряды) на 32 выстрела.

С 13 по 26 января 1945 года на Главном артиллерийском полигоне прошел испытания опытный образец 85-мм пушки Д-10-85, изготовленный заводом №9. Этот образец показал неудовлетворительную кучность боя по щитам на дистанции 500 м и 2000 м и по местности на дистанции 4 км. При этом отмечен значительный разгар каморы после 480 выстрелов. В связи с этим на заводе №9 был разработан новый вариант пушки, получивший индекс Д-10-85А. Она отличалась от Д-10-85 баллистическим решением и конструкцией ствола.

Камора ствола Д-10-85 была изготовлена под гильзу 100-мм пушки Д-10С с переобжатым дульцем под 85-мм снаряд, а камора ствола Д-10-85А — под переобжатую гильзу от 122-мм пушки обр 1931/37 г. В результате расчетная начальная скорость бронебойного снаряда весом 9,4 кг у обеих пушек стала одинаковой 1050 м/с, а максимальное давление в канале разное, у Д-10-85 — 3150 кг/см, а у Д-10-85А — 3000 кг/см. Нарезка ствола Д-10-85 составляла 1,5%. а у Д-10-85А - 1,6%. Таким образом при сохранении начальной скорости за счет снижения давления и углубления нарезов предполагалось увеличить живучесть ствола, которая являлась "ахиллесовой пятой" пушек с большими скоростями снарядов.

Пушка Д-10-85А поступила на Главный артиллерииский полигон 4 мая 1945 года. Стрельбы проводились с 19 мая по 6 июля 1945 года. В ходе испытаний отмечена хорошая бронепробиваемость броне6ойным калиберным снарядом. На дистанции 1000 м под углом 90° он пробивал броню толщиной 152 мм, а под углом 60°— толщиной 123 мм. Для сравнения, 100-мм гомогенная броня пробивалась под углом 60'с расстояния 2450 м, а из 85-мм пушек, состоящих на вооружении (85-мм танковых, 85-мм зенитных обр 1939 г и др) — только с расстояния 400 м. При этом было отмечено, что конструкция бронебойных снарядов для таких высоких скоростей не является оптимальной и в случае доработки их бронепробиваемость может стать еще лучше.

Боекомплект орудия состоял из 33 унитарных выстрелов, размещавшихся в пяти укладках в рубке, размещенных на стеллажах в задней части (8) и с левого борта (17) боевого отделения, а также на полу справа (8). В годы Великой Отечественной войны в боекомплект орудия входили выстрелы с остроголовыми и тупоголовыми калиберными бронебойными, осколочными и осколочно-фугасными снарядами. В послевоенные годы в боекомплект был введён выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-41Д с защитным и баллистическим наконечниками, а позднее — с подкалиберным и невращающимся кумулятивными снарядами. Штатный боекомплект САУ в 1960-х годах состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.

Для ближней самообороны САУ комплектовалась двумя 7,62-мм пистолетами-пулемётами ППШ, 1420 патронами к ним в 20 дисковых магазинах, 4 противотанковыми гранатами и 24 ручными гранатами Ф-1. С конца 1950-х годов ППШ был заменён автоматом АК-47.

В ходе испытаний была отмечена некоторая неустойчивость самоходки. Так, после выстрела СУ-100 откатывалась назад на 290-305 мм, а затем возвращалась в прежнее положение. Носовая часть машины поднималась на 35-50 мм, а кормовая опускалась вниз на 20-45 мм. Колебания корпуса при расторможенных гусеницах затухали медленно, в течение 12 секунд.

Но главными недостатками Д-10-85 и Д-10-85А оказались неудовлетворительные кучность стрельбы и живучесть ствола. На кучность стрельбы отрицательно повлияла гладкая насадка ствола, введенная с цепью увеличения начальной скорости снаряда. Живучесть ствола была опредепена в 500 выстрелов. После 682 выстрелов ствол пушки Д-10-85А пришел в негодность.

Впоследствии испытания 85-мм пушек большой мощности продолжались. В конце лета 1945 года была испытана 85-мм пушка Н-3-467 гюнструкции ЦАКБ (главный конструктор Грабин), имевшая ту же баллистику, что и Д-10-85, но без гладкой насадки. Однако живучесть таких пушек также оставляла желать лучшего, и это направление было признано тупиковым.

Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно — в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса, т 31,6
Компоновочная схема боевое и управления отделения спереди, моторно-трансмиссионное сзади
Экипаж, чел. 4
Длина с пушкой вперёд, мм 9450
Ширина корпуса, мм 3000
Высота, мм 2245
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная катаная и литая, гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 75 / 50°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 55°
Борт корпуса (верх), мм/град. 45 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 45 / 48°
Корма корпуса (низ), мм/град. 45 / 45°
Днище, мм 20
Крыша корпуса, мм 20
Маска орудия, мм/град. 40-110
Борт рубки, мм/град. 45 / 0-20°
Корма рубки, мм/град. 45 / 0°
Крыша рубки, мм/град. 20
Вооружение
Калибр и марка пушки 100-мм Д-10С обр. 1944 года
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 56
Боекомплект пушки 33
Углы ВН, град. ?3…+20°
Углы ГН, град. ±8°
Прицелы телескопический шарнирный ТШ-19, панорама Герца, боковой уровень.
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12?цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 520
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 20
Запас хода по шоссе, км 310
Запас хода по пересечённой местности, км 140[1]
Удельная мощность, л. с./т 16,4
Тип подвески подвеска Кристи
Удельное давление на грунт, кг/см? 0,80
Преодолеваемый подъём, град. 35°
Преодолеваемая стенка, м 0,73
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,3