Fokker A.II(M.5)
Разработчик: Fokker
Страна: Германия
Первый полет: 1913
Тип: Разведывательный самолет
В конце 1913 года Антони Герман Герард Фоккер (Anton Herman Gerard Fokker) посетил Париж и приобрел там всего за 500 марок подержанный самолет Morane Saulnier Type H. Изучив конструкцию француза Фоккер разработал свой легкий спортивный самолет M.5.
Самолет был похож на Морана и представлял собой одноместный высокоплан, крылья которого крепились к фюзеляжу тремя проволочными растяжками на консоль. Элероны отсутствовали, управление по крену осуществляется перекашиванием законцовок крыла ("гошированием").
Каркас фюзеляжа был сварной из труб из хромо-молибденовой стали, прямоугольного сечения (на прототипе √ деревянный), для жесткости ферма фюзеляжа усилена внутренними проволочными растяжками.
Оперение самолета состояло из цельноповоротных вертикальной (ВО √ РН) и горизонтальной (ГО √ РВ) плоскостей трапециевидной формы, которые имели аэродинамическую компенсацию (т.е. их передняя кромка находилась перед осью вращения), каркас оперения √ сварной из стальных труб. Основные опоры шасси пирамидального типа, хвостовая опора √ костыль на амортизаторе.
Прототип самолета взлетел в конце 1913 года. Силовая установка самолета состояла из одного семицилиндрового двигателя Oberursel U.0 мощностью 80 л.с. (60 кВт), это была лицензионная копия французского двигателя Gnome Lambda.
Благодаря цельноповоротному оперению с аэродинамической компенсацией самолет был очень чувствителен к движению РУС по крену и тангажу и очень маневренным. Но неопытному пилоту было трудно удерживать его в горизонтальном прямолинейном полете.
M.5 имел высокие летные характеристики (особенно, маневренность), легко выполнял фигуры высшего пилотажа, имел хорошую прочность конструкции. Недостатком являлась чрезмерная чувствительность к резким знакопеременным движениям РВ (что было характерно и для его прототипа Моран Тип Н).
В начале 1914 года была выпущена небольшая серия спортивных самолетов с длинным крылом M.5L (от Lange - длинный). В мае и июне 1914 года в Йохаништале А. Фоккер получил на этом самолете ряд призов.
В 1914 году компания Halberstadt выпустила небольшой серией военный вариант M.5L, получивший обозначение Fokker A.II. Самолеты использовались в начале Первой Мировой в роди ближних разведчиков. Так же использовались несколько M.5L реквизированных военными.
ЛТХ:
Модификация M.5L
Размах крыла, м 11.09
Длина самолета, м 6.75
Высота самолета, м 2.88
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого самолета 358
максимальная взлетная 518
Тип двигателя 1 ПД Oberursel U.0
Мощность, л.с. 1 х 80
Максимальная скорость, км/ч 120
Крейсерская скорость, км/ч 100
Практическая дальность, км
Скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
Экипаж, чел 1