Hafeli DH-3
Разработчик: Hafeli
Страна: Швейцария
Первый полет: 1917
Тип: Разведывательный самолет
Самолеты DH-1 и DH-2 рассматривались и фирмой "Eidgenossisches Konstruktions Werkstatte" (K+W или Häfeli), и военными лишь как "промежуточные", необходимые для получения опыта в разработке, организации производства и эксплуатации авиационной техники. Настоящей боевой машиной должен был стать третий тип - DH-3 (M III).
Этот самолёт, выпущенный в 1917 году, был дальнейшим развитием DH-2, но в нём Хэфели применил все усовершенствования, использовавшиеся на немецких, французских и британских "одноклассниках". Особенно велико было влияние немецкого Aviatik C.III, один экземпляр которого сел на вынужденную на швейцарской территории и был интернирован.
DH-3 был классическим двухстоечным бипланом цельнодеревянной конструкции, предназначенным для разведки и воздушного наблюдения. Крылья - двухлонжеронные, с полотняной обшивкой; элероны были только на верхнем крыле, имевшем и больший размах, чем нижнее. Каркас фюзеляжа представлял собой ферму из деревянных лонжеронов и шпангоутов, обшивался фанерой и полотном (за исключением капота мотора, состоявшего из съёмных дюралевых панелей). Элероны и оперение имели сварной каркас из тонких стальных трубок и полотняную обшивку. Стойки бипланной коробки и шасси - из стальных труб; шасси имело резиновую амортизацию. Двигатель Argus был частично закапотирован; на деревянном винте диаметром 2,75 м, также выпущенном по лицензии немецкой фирмы Axial, устанавливался кок. Вооружение DH-3 (M III) состояло из единственного пулемёта Parabellum LMG.14 калибра 7,92 мм, также немецкого происхождения, установленного на турели. Неподвижного, стреляющего вперёд вооружения на самолёте не было.
Ещё в 1917 году между фирмой и Fliegertruppe был подписан контракт на 30 самолётов DH-3 (M III). 24 из них должны были оснащаться моторами Argus, три - французскими Hispano-Suiza HS.8Aa и три оставшихся - отечественными LFW-150. Самолёты с "Аргусами" получили бортовые номера 501 - 512 и 519 - 530; они прослужили до 1923 года, причём один из них (№ 519) прославился тем, что, оставаясь в составе Fliegertruppe, с января 1919 года начал регулярно возить почту между Дюбендорфом (Цюрих) и Берном.
Троица самолётов с V-образными восьмицилиндровыми HS.8Aa (150 л.с.) французского производства получила обозначение DH-3 (M IIIa) и бортовые номера 513 - 515. Эти машины использовались Fliegertruppe в 1918-22 гг., как и другая троица, оснащённая опытными швейцарскими двигателями LFW-150 аналогичной конструкции (V8) и такой же мощности (150 л.с.) выпуска машиностроительного завода в Винтертуре (Winterthur). Эти самолёты обозначались DH-3 (M IIIb) и несли номера 516 - 518; как нестандартные, они использовались лишь в качестве тренировочных. Кроме моторов и капотов, вся шестёрка ничем не отличалась от машин основной серии с "Аргусами".
DH-3 (M IIIa) с "Испано-Сюизами" зарекомендовали себя хорошо, и в 1919 году была заказана следующая серия из 30 самолётов именно в этом варианте. Ещё 49 таких же машин Fliegertruppe заказали в 1925 году, и последнюю серию из 56 самолётов той же модификации - в 1931-м (правда, уже как учебные с двойным управлением). "Испано-Сюизы" на них стояли уже отечественного производства - их лицензионный выпуск освоила фирма Adolph Zaurer AG. Эти самолёты использовались швейцарскими ВВС (к тому времени переименованными во Flugwaffe) вплоть до 1939 года!
ЛТХ:
Модификация DH-3A
Размах крыла, м 12.50
Длина, м 7.95
Высота, м 3.10
Площадь крыла, м2 38.00
Масса, кг
пустого самолета 720
нормальная взлетная 1120
Тип двигателя 1 ПД Hispano-Suiza HS-41 8Aa
Мощность, л.с. 1 х 150
Максимальная скорость , км/ч 145
Крейсерская скорость , км/ч 110
Практическая дальность, км 400
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 2
Вооружение: один 7,7-мм пулемет в задней кабине