Hafeli DH-5
Разработчик: Hafeli
Страна: Швейцария
Первый полет: 1919
Тип: Разведывательный самолет
Незадолго до окончания Первой Мировой войны швейцарская компания K+W Thun приступила к созданию фронтового разведчика для собственных ВВС. Конструктивно и внешне новый самолёт, названный Haefeli (Häfeli) DH-5, не сильно отличался от своих зарубежных аналогов. Это был одностоечный деревянный биплан с полотняной обшивкой и неубираемым шасси. Экипаж самолёта состоял из двух человек. Вооружался DH-5 двумя пулеметами - задним оборонительным на подвижной турели (в кабине наблюдателя) и передним фиксированным. Никакой дополнительной бомбовой или полезной нагрузки не предусматривалось. В качестве силовой установки был выбран V-образный двигатель LFW I мощностью 180 л.с.
Летные и приемочные испытания проводились швейцарскими военными представителями в марте 1919 - мае 1920 гг., после чего DH-5 был отправлен на доработку. Конструкция самолёта подверглась некоторой переработке, направленной на улучшение прочностных характеристик. Повторные испытания показали вполне приемлемые результаты и ВВС в 1921 году сделали первый заказ на 39 машин.
Первый серийный Hafeli DH-5 поступил в эксплуатацию только в 1922 году - через три года после начала проектирования. В другое время такая задержка оказалась бы непоправимой, однако в 1920-гг. никакого скачка в повышении ТТХ самолётов не произошло и DH-5 по-прежнему считался современным разведчиком. Тем не менее, конструкторы не останавливались на достигнутом и в ноябре 1924 годе представили улучшенный вариант DH-5X. Данная модификация оснащалась рядным двигателем Hispano-Suisa HS-42 8Fb мощностью 300 л.с., благодаря чему удалось немного повысить характеристики разведчика, но серийное производство этого варианта наладить так и не удалось. Причина заключалась в срыве поставок двигателей, "благодаря" которым DH-5X остался в единственном экземпляре. Тем не менее самолёт вполне успешно летал и был разбит в Вайссфлуёхе в 1933 году.
В 1929 году военные выдали второй заказ на партию из 20 улучшенных разведчиков модификации DH-5A. Отличия от предыдущей версии заключались, главным образом, в установке более мощного мотора LFW III (220 л.с.). Спустя год DH-5A прошли модернизацию. На все самолёты были поставлены новые кресла с возможностью использования парашютов и предкрылки компании Handley Page. Немногим ранее, в марте 1929 года, один из DH-5 был продан в частные руки и переправлен в Англию, где уже под гражданским регистрационным кодом был также подобным образом.
На боевом дежурстве самолёты DH-5 и DH-5A находились до середины 1930-х гг. Затем "старичков" перевели во вспомогательные части и некоторые из них закончили свою карьеру лишь 1940 году в качестве буксировщиков мишеней.
ЛТХ:
Модификация DH-5A
Размах крыла, м 12.00
Длина, м 7.60
Высота, м 3.10
Площадь крыла, м2 31.40
Масса, кг
пустого самолета 859
нормальная взлетная 1271
Тип двигателя 1 ПД LFW III
Мощность, л.с. 1 х 220
Максимальная скорость , км/ч 180
Крейсерская скорость , км/ч 150
Практическая дальность, км 480
Максимальная скороподъемность, м/мин 240
Практический потолок, м 5600
Экипаж, чел 2
Вооружение: один передний фиксированный 7,9-мм пулемет и
один такой же, подвижный, в задней кабине